Найти в Дзене

Подростки и "старец" Тургенев

Этот портрет 1875 года работы А. А. Харламова И. С. Тургенев ставил выше своих остальных портретов.
Этот портрет 1875 года работы А. А. Харламова И. С. Тургенев ставил выше своих остальных портретов.

Недавно получила от учеников обратную связь о двух произведениях И. С. Тургенева, не входящих в школьную программу. Подтвердились мои предположения о восприятии "Первой любви". Эта повесть читалась подростками с большей вовлечённостью и заинтересованностью, чем "Ася", потому что любовная история с явным отвержением героя героиней оказался им ближе. Взаимность, принятие в отрочестве - темы драгоценные. Реакция была яркой: "Неужели Владимир не понимал, что с самого начала им манипулировали, его использовали? Детский сад какой-то!" (отзыв восьмиклассницы). Детсадовцу Тургеневу во время написания этой повести было за сорок.

В этом году я уделила внимание и тургеневским "Стихотворениям в прозе". Перед уроком по этому циклу я дала задание найти наиболее созвучную ученику миниатюру, подготовить её чтение вслух, предварительно попробовав разные стратегии чтения, и подготовиться к ответу на вопрос: "Почему именно это стихотворение в прозе вы выбрали?"

Начало одного такого ответа: "Я, Наталья Владимировна, очень долго примеряла на себя разные стихотворения и никак не могла определиться, потому что они практически все написаны с какой-то старческой печалью..."

Прекрасное определение - "старческая печаль". Она действительно есть в этом цикле, который создавался в годы тяжёлой болезни угасающего писателя. Стасюлевич, когда публиковал цикл в "Вестнике Европы", убрал название "Senilia" ("старческое" с латыни), но, видимо, это не помогло. Сам Тургенев чувствовал уязвимость этих текстов и не желал их публиковать при жизни. Недаром в его черновиках они называются "Posthuma" (посмертное).

-2

Конечно, погружение в тонкий мир тургеневских миниатюр всё равно состоялось. С большим интересом мои филолого-ориентированные дети поговорили о художественных особенностях этих произведений, об их общем лирическом знаменателе. Однако я мысленно похвалила себя за то, что не задала ничего из "Senilia" наизусть. Ибо зачем юности затверживать старческую печаль?