Поклоняться животным в древности было столь же естественно, как природным явлениям или антропоморфным божествам. Сегодня подобные традиции кажутся вопиюще архаичными, хотя многие народы очень бережно относятся к живности и по сей день, продолжая признавать за меньшими братьями некий сакральный статус.
Подобное поклонение — не скромные и маргинальные культы на обочине общественной жизни, а часть повседневности.
Чаще всего сакральный статус, по статистике, приобретают слоны, коровы и крокодилы, чуть реже речь идёт о змеях, медведях и некоторых птицах (например, племена североамериканских индейцев наделяют сакральным статусом именно разных птиц, а их амазонские коллеги — ряд попугаев, кайманов, несколько разновидностей местных ящериц и другую живность).
Слон
Чаще всего попадает в пантеон, в основном в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Например, обитатели Королевства Таиланд полагают, что в слона белого цвета переселяются души умерших людей.
Подобные слоны все до единого принадлежат королевскому дому, даже если ещё не знают об этом.
Когда обычному человеку доведётся встретить в джунглях белого гиганта, ему следует приложить все усилия, чтобы доставить животное в одну из резиденций короля Таиланда: в этом случае ему до скончания дней будут выплачивать солидный пансион, достаточный для того, чтобы ни в чём не нуждаться.
Важно, что при этом слону нельзя причинять никакого вреда или принуждать: всё должно быть добровольно (даже если без песен).
Божественный или как минимум сакральный статус слон имеет и в Индии. Так, в Кашмире их не используют в строительстве и сельскохозяйственных работах никто, кроме местных монахов.
Многие южноиндийские штаты также могут похвастаться специальным статусом для слоновьего племени. В южной части полуострова есть несколько десятков храмов, монахи которых занимаются выведением слонов с целью дальнейшего служения и даже поклонения. Зрелище красочных церемоний с участием слонов каждый год привлекает тысячи путешественников.
Коровы
Корова традиционно считается священным животным в Индии и почитается наравне со слонами.
Местное население относится к крупному рогатому скоту столь уважительно, что, когда корова выходит на дорогу, её не отпугивают клаксоном, а либо терпеливо ждут, когда флегматичное животное отправится дальше по своим делам, либо объезжают по обочине, другим улицам, тротуару.
Так же осторожно ведут себя пешеходы и представители экстренных служб: если зазевавшемуся прохожему полицейский с легкостью отвесит пару ударов бамбуковой палкой, то с коровой такой номер не пройдёт. Буренка осознаёт все преимущества своего положения и свободно, без ограничений перемещается по сельской местности и городским улицам.
Местное население охотно кормит коров — как своих, так и чужих; это своего рода жертвоприношение в ситуации, когда человек нуждается в поддержке высших сил перед важными событиями и мероприятиями, будь то хирургическое вмешательство или собеседование.
А молоко коровы считается чистым продуктом и пригодно для применения в религиозных обрядах индуистов.
Аналогично коровы сакрализованы в Непале и Бутане.
Крокодилы
Эта рептилия была священной ещё у древних египтян: бог в образе крокодила по имени Себек отвечал за воду в целом и разливы главной египетской реки, Нила, и заодно ограждал население от сил зла.
Теперь крокодилов в Египте не очень-то любят. Зато отношение к ним осталось неизменным в ряде государств Центральной и Юго-Западной Африки. Например, в Демократической Республике Конго есть племена, для которых крокодил выполняет в пантеоне роль бога-отца.
А в Буркина-Фасо есть локальные культы. Например, в деревеньке Себу священных крокодилов поселили в специальном пруду: это сытые и довольные жизнью звери, не склонные кусаться и вообще охотиться, ведь служители храма кормят их очень сытно.
Вместе с тем считается, что если крокодил кого цапнул, то этот человек вполне заслужил подобное отношение, так как скрывал дурные намерения. Таким образом крокодил выступает в роли племенного полиграфа. Рядом с прудом заключают договоры, приводят людей к присяге.
Змеи
Другая священная рептилия находила поклонников в самых разных частях света, культурах и цивилизациях — от египетской или македонской (где змея хоть и была тёмным началом, но все равно имела сакральный статус) до ближневосточных или индийских.
В настоящее время ближе всего к сакральности змея подползла в Индии. В рамках их верований есть народ наги: это змеи с головой или головами человека.
При этом женские особи весьма привлекательны и могут выйти замуж за человека. Некоторые династии индийских туземных правителей считались потомками таких браков; магараджи и раджи возводили в честь своих пра-пра-прабабушек храмы и продолжают делать это до сих пор.
Как правило, индийские змеи не чувствуют угрозы от человека. Если рептилия заползла в дом, её не гонят и не пытаются убить (хотя есть история Рики-Тики-Тави, которая она утверждает обратное), а вместо этого предельно вежливо выпроваживают на свободу.
Если это не удаётся, помочь может заклинатель рептилий, который делает всё то же самое, но с музыкой и жертвоприношениями. Особенно популярны их услуги в сезон дождей, когда змеи покидают свои традиционные норы из-за подтоплений и ищут убежища в жилье человека
Дополнительно у индусов в конце июля есть специальный праздник змей — Нагапанчами. В этот день змей излавливают в лесу и выпускают во дворах и на улицах городов и поселков.
Считается правильным приветствовать змей, вознося им благодарность за спасенные урожаи (змеи ведь едят мышей и крыс), приносят им жертвы в виде молока, сладостей и риса, цветочных бутонов и пыльцы.
Сложно сказать, что на этот счёт думают змеи, но редкий год праздник обходится без нескольких сотен погибших от змеиных укусов, а пострадавших и вовсе никто не считает. Промысел божий!
Да и вне пределов нагапанчами от укусов змей умирают довольно часто — до сотни тысяч человек в год, что в разы больше, чем в результате нападения крупных хищников из семейства кошачьих.
Но всё это прощается змеям: индусы убеждены, что животное умеет лечить при помощи трав (?!) и владеют тайной сыворотки от собственных ядов. Но, чтобы получить от змеи эту информацию, нужно быть праведным человеком — и никогда не обижать этих гордых и хладнокровных рептилий.
Медведь
В России нет официальных анималистических культов, хотя древнеславянские племена почитали диких животных, чаще всего хищных, потому что возводили к ним свой род.
Наиболее уважаемым зверем был медведь, который отвечал за урожай и защиту от зла. Именно ко времени пробуждения из спячки медведей в нашем древнем календаре было привязано начало весны.
Многие волхвы и другие жрецы считали себя воплощением бога-медведя или служили ему, принося жертвы— как в виде продуктов питания, так и человеческие. Отсюда множество прозвищ: Топтыгины, Мишки и Михал Потапычи появились потому, что человек опасался произносить сакральное имя «медведь» и пользовался эвфемизмами (вроде как «не поминай имя господа всуе»).
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Древнейший фастфуд: какие блюда особенно часто ели наши древние предки?
✅ Что удивляет туристов из Германии, когда они приезжают в Россию? 4 непостижимых факта
✅ Самое большое в мире болото: почему оно необходимо всей Земле и почему России стоит его особо тщательно охранять