Музыка Модеста Мусоргского, автора шедевров «Борис Годунов», «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», поражает драматической правдой и простотой изложения. Его творчество отличалось изобретательностью и новаторскими приемами в сочетании с народными традициями. Однако из-за алкогольной зависимости полноценно реализовать свой потенциал композитору не удалось. Рассказываем о его пути.
Мусоргский родился в 1839 году в селе Карево на Псковщине в дворянской семье. Его родители были ценителями музыки, плюс Модест с детства проявлял музыкальные способности – тем не менее родители выбирают для него военную карьеру. В 1849 году Мусоргский вместе с братом поступает в Петропавловскую школу при лютеранской церкви в Санкт-Петербурге, а спустя три года его зачисляют в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Здесь он впервые соприкасается с алкоголем, который принесет ему так много несчастья.
В 1856 году Модеста зачисляют в Преображенский полк – отношения со спиртным продолжают развиваться. Тогда же он знакомится с Милием Балакиревым, главой «Могучей кучки» (творческое объединение русских композиторов, в которое входили Николай Римский-Корсаков и Александр Бородин) и начинает активно писать музыку.
Одни из его первых серьезных сочинений – «Скерцо си-бемоль мажор» и хор из трагедии «Царь Эдип» – исполняют в Петербурге. Мусоргский пишет романсы и оркестровые пьесы, в том числе «Иванову ночь на Лысой горе», пить водку при этом не прекращает. Желая восстановить здоровье, он на три года селится в имении брата в Минкино.
Вскоре, когда Модесту исполняется 26 лет, умирает его мать. Потеря провоцирует новые запои, тем не менее композитор продолжает писать – сочиняет несколько пьес и речитатив «Отверженная». В столь юном возрасте он впервые сталкивается с белой горячкой.
В 1869 году Мусоргский устраивается канцеляристом в Лесной департамент – пьянство не прекращается, композитора не увольняют только благодаря протекции начальника. Тем не менее зависимость не помешала ему создать камерную оперу «Женитьба» по пьесе Николая Гоголя, вокальный цикл «Детская», представить в Мариинском театре оперу «Борис Годунов» по трагедии Александра Пушкина и написать «Хованщину» – музыку-торжество крестьянского фольклора.
«Народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нем, пью – мерещится мне он, он один, цельный, большой, неподкрашенный и без сусальностей», – писал Мусоргский.
Новый удар в 1873 году наносит смерть близкого друга, Виктора Гартмана, одного из основоположников русского стиля в архитектуре. «В Павловске Мусоргского видели совсем пьяным (он там поднял шум; дело дошло до полиции). Мне сообщили, что он уже допивался до чертиков и ему мерещилась всякая дрянь», – писал в том же году Александр Бородин.
Посмертная выставка работ Гартмана в 1874 году вдохновляет Модеста на создание одного из самых значительных циклов в мировой музыке – «Картинки с выставки». Естественно, сочиняется все в глубоком запое.
В 1880 году Мусоргский вынужден оставить должность канцеляриста. Он работает аккомпаниатором на частных курсах пения, переезжает из одной комнаты в другую, запускает себя внешне и почти ни с кем не общается.
В феврале 1881 года состояние композитора ухудшается. У него начинаются зрительные галлюцинации, повышается тревожности, страх, обостряется потливость – с белой горячкой его госпитализируют в Николаевский военный госпиталь.
42-летнего Мусоргского 2-5 марта навещает художник Илья Репин, один из немного оставшихся друзей. В эти дни он пишет его знаменитый портрет, на котором измученный, взлохмаченный композитор транслирует душевную боль, растерянность перед неизбежно надвигающимся концом.
Как только Мусоргскому стало лучше, он уговорил сторожа купить ему коньяка и яблоко на закуску. Эта бутылка спровоцировала очередной приступ, от которого Мусоргский скончался 16 марта.
«Одаренный от природы кроме музыкального таланта большим умом, смёткой, он сторонился всегда от систематического изучения предмета. Музыкальную школою служила для него сама жизнь искусства. Он был ленив и беспечен как русский мужик, никогда не думал о завтрашнем дне, в жизни подпирался авоською да небоською», – писал современник Мусоргского, композитор Николай Компанейский.