Найти тему
Фильманьяк

Дух тьмы (1993) - экранизация произведения, подарившего миру «Апокалипсис сегодня»

Повествование идёт в ретроспективе, отчего периодически у главного героя словно бы возникают видения из будущего.
Повествование идёт в ретроспективе, отчего периодически у главного героя словно бы возникают видения из будущего.
Некая Британская компания спрашивает с капитана Марлоу отчёт о прошедшей экспедиции. Марлоу был послан в недра джунглей разыскать агента по добычи слоновой кости. Как итог – ни агента, ни кости. Марлоу, кажется, абсолютно безразлично, чего от него хочет компания – и после поведанной им истории становится ясно почему.
Марлоу одет в белый костюм - точно так же как и Курц когда-то.
Марлоу одет в белый костюм - точно так же как и Курц когда-то.

Капитан сделал карьеру в море да океане. Экспедиция по пресноводным речушкам где-то в африканской глуши открывает для него доселе невиданный мир, где местное население загибается от рабского труда за побрякушки, всё это делается ради добычи драгоценной слоновой кости. И дух Курца, за которым послан Марлоу, кажется, успел опоясать все джунгли. Чем дальше в лес, тем больше становится загадка личности этого человека, который, вроде как, отбился от рук компании.

Благопристойный облик британцев резко контрастирует с видом несчастных рабов.
Благопристойный облик британцев резко контрастирует с видом несчастных рабов.

Ровно за полчаса до финала Курц предстаёт перед зрителем совсем не таким, каким кто-либо ожидал его увидеть. Почитаемый среди местных аборигенов как «Белый Бог», тот предстаёт жалким, теряющим рассудок и загибающимся от лихорадки человечком. Какой удивительный контраст создаёт актёр Джон Малкович – его герой долгое время складывается в сознании Марлоу на основе слухов, среди которых Курц представляется незаурядной личностью, своего рода кем-то, кто бы нёс свет во тьму. Каково же оказывается разочарование Марлоу (кстати говоря, Тим Рот сыграл здесь великолепно), когда выясняется, что всё обстоит ровным счётом наоборот.

В числе зловещих предзнаменований, что преследуют экспедицию Марлоу, есть и ночные кошмары.
В числе зловещих предзнаменований, что преследуют экспедицию Марлоу, есть и ночные кошмары.

Когда-то давно, когда Джон Милиус ещё был студентом, один из его профессоров сказал, что ещё никто не сделал достойную экранизацию «Сердца тьмы» Джозефа Конрада. Милиус вписал историю в контекст на тот момент современности – что позже Фрэнсис Форд Коппола обратил в «Даёшь апокалипсис» - универсальный шедевр, невероятно расширявший произведение Конрада, от которого в сценарии осталось мало, но по сути. После такого делать дословную экранизацию произведения Конрада было уже опасно – но британский режиссёр Николас Роуг, громко заявивший о себе в 70-ых («А теперь не смотри») дерзнул.

Марлоу быстро замечает, что все окружающие говорят недомолвками, словно пытаясь скрыть от него некую ужасную правду о Курце.
Марлоу быстро замечает, что все окружающие говорят недомолвками, словно пытаясь скрыть от него некую ужасную правду о Курце.

Роуга сейчас в большей степени помнят скорее по «Ведьмам». И «Дух тьмы» будет интересен скорее всего только для тех, кто смотрел «Апокалипсис сегодня» и заинтересовался вторым прочтением текста Конрада. Видно, разумеется, что Роуг старается дистанцироваться от находок Копполы и создавать собственное представление о «сердце тьмы». Однако как и у Копполы, здесь правит кадр – повествование в большей степени идёт через образы и детали, нежели проговаривается словами. И в целом, увы, лента Роуга проигрывает творению Копполы в мастерстве.

Курц предстаёт перед глазами Марлоу как совершенно оторванный от реальности человек, который словно оказался по ту сторону тьмы.
Курц предстаёт перед глазами Марлоу как совершенно оторванный от реальности человек, который словно оказался по ту сторону тьмы.

Рекомендовать сложно. Ввиду того, что снят фильм был для проката на телевидении – и нынче найти качественную копию невозможно. А если же абстрагироваться от «Апокалипсиса», то всё-же творение Роуга вышло добротным, но весьма суховатым, а местами – и вовсе скучным. Нету здесь совершенно того всепоглощающего эффекта, который должен появляться у зрителя в попытке приобщиться к путешествию в «сердце тьмы».

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.