Некая Британская компания спрашивает с капитана Марлоу отчёт о прошедшей экспедиции. Марлоу был послан в недра джунглей разыскать агента по добычи слоновой кости. Как итог – ни агента, ни кости. Марлоу, кажется, абсолютно безразлично, чего от него хочет компания – и после поведанной им истории становится ясно почему.
Капитан сделал карьеру в море да океане. Экспедиция по пресноводным речушкам где-то в африканской глуши открывает для него доселе невиданный мир, где местное население загибается от рабского труда за побрякушки, всё это делается ради добычи драгоценной слоновой кости. И дух Курца, за которым послан Марлоу, кажется, успел опоясать все джунгли. Чем дальше в лес, тем больше становится загадка личности этого человека, который, вроде как, отбился от рук компании.
Ровно за полчаса до финала Курц предстаёт перед зрителем совсем не таким, каким кто-либо ожидал его увидеть. Почитаемый среди местных аборигенов как «Белый Бог», тот предстаёт жалким, теряющим рассудок и загибающимся от лихорадки человечком. Какой удивительный контраст создаёт актёр Джон Малкович – его герой долгое время складывается в сознании Марлоу на основе слухов, среди которых Курц представляется незаурядной личностью, своего рода кем-то, кто бы нёс свет во тьму. Каково же оказывается разочарование Марлоу (кстати говоря, Тим Рот сыграл здесь великолепно), когда выясняется, что всё обстоит ровным счётом наоборот.
Когда-то давно, когда Джон Милиус ещё был студентом, один из его профессоров сказал, что ещё никто не сделал достойную экранизацию «Сердца тьмы» Джозефа Конрада. Милиус вписал историю в контекст на тот момент современности – что позже Фрэнсис Форд Коппола обратил в «Даёшь апокалипсис» - универсальный шедевр, невероятно расширявший произведение Конрада, от которого в сценарии осталось мало, но по сути. После такого делать дословную экранизацию произведения Конрада было уже опасно – но британский режиссёр Николас Роуг, громко заявивший о себе в 70-ых («А теперь не смотри») дерзнул.
Роуга сейчас в большей степени помнят скорее по «Ведьмам». И «Дух тьмы» будет интересен скорее всего только для тех, кто смотрел «Апокалипсис сегодня» и заинтересовался вторым прочтением текста Конрада. Видно, разумеется, что Роуг старается дистанцироваться от находок Копполы и создавать собственное представление о «сердце тьмы». Однако как и у Копполы, здесь правит кадр – повествование в большей степени идёт через образы и детали, нежели проговаривается словами. И в целом, увы, лента Роуга проигрывает творению Копполы в мастерстве.
Рекомендовать сложно. Ввиду того, что снят фильм был для проката на телевидении – и нынче найти качественную копию невозможно. А если же абстрагироваться от «Апокалипсиса», то всё-же творение Роуга вышло добротным, но весьма суховатым, а местами – и вовсе скучным. Нету здесь совершенно того всепоглощающего эффекта, который должен появляться у зрителя в попытке приобщиться к путешествию в «сердце тьмы».
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.