Найти в Дзене

Как реагировать на детскую и подростковую агрессию?

Оглавление

Дети и подростки, проявляющие агрессию, чаще всего делают 
это не назло, а из-за неумения поступать иначе. Они сами 
в первую очередь страдают 
от своего поведения.

Задача взрослого — 
не запретить злиться, а помочь ребенку научиться выражать эмоции, не причиняя вреда 
себе и окружающим

Как может 
проявляться агрессия?

Вербально:

  • оскорбления
  • угрозы
  • крик
  • любые формы словесного унижения другого человека

Физически:

  • толчки, удары
  • укусы, удушения, царапины
  • порча вещей и пространства

Почему дети и подростки проявляют агрессию?

Агрессия — это способ выразить сильные эмоции, такие как страх и злость.

Основные причины проявления агрессии:

  • тревога
  • сильный стресс
  • неумение выразить эмоции по-другому

Агрессия может возникать и по социальным причинам. Например, когда ребенок или подросток пытается добиться уважения в новом коллективе.

Шаг 1. Остановите ребенка и поддержите тех, кто пострадал

Попросите ребенка или подростка остановиться. Если нужно, аккуратно сделайте это физически: удерживайте, чтобы у него/нее не получалось сделать больно.

Если жертва агрессии — другой ребенок 
или подросток, важно поддержать его или ее. 
Скажите, что вам жаль, что он/а столкнулась 
со случившимся и вы сделаете всё, чтобы это 
не повторилось.

Если ситуация агрессии произошла в присутствии других детей (например, при братьях/сестрах или 
в классе), скажите, что вы обязательно поговорите с тем, кто проявил агрессию, и во всем разберетесь.

Шаг 2. Оградите ребенка от источника агрессии

Если вы заметили, что провоцирует агрессию — оградите его/ее от этого. Например, это может быть другой ребенок, животное или предмет
Спросите, есть ли у него или нее свои способы успокоения, которыми можно сейчас воспользоваться.

Если нет, предложите, как можно прийти в себя 
во время сильных переживаний. Например, попить воды, сделать несколько глубоких вдохов, полежать.

Шаг 3. Если агрессия прервала какое-то занятие — вернитесь к нему

Если ребенок или подросток проявил агрессию на уроке или во время поездки в магазин, — не начинайте разговор о случившемся сразу же. Скорее всего, в присутствии других людей или в незнакомой обстановке ребенку будет тяжело разговаривать

Предложите продолжить начатое и поговорить о случившемся позже — дома или когда рядом не будет посторонних.

Шаг 4. Обсудите случившееся 
в спокойной обстановке

Озвучьте свои наблюдения и попросите ребенка рассказать о своей версии случившегося. Узнайте, какие эмоции вызвали агрессию: «Я видела, как ты ударил и толкнул своего брата сегодня на прогулке. Расскажи, что случилось».

Если ребенку тяжело отвечать, помогите вопросами: «Ты разозлился? Тебе не нравилось, что он кричал?».

Скажите, что понимаете его или ее чувства и объясните, какие последствия могут быть у агрессии: «Я понимаю, что тебе было обидно. Это очень неприятно, когда кто-то рядом кричит. Но это не значит, что нужно причинять человеку боль. Твой брат не знал, что тебе мешают его крики, и теперь ему тоже обидно и больно от твоего поступка»

Шаг 5. Расскажите, как выражать эмоции по-другому

Поделитесь с ребенком способами выразить эмоции без агрессии. Предложите фразы, которые можно использовать, когда что-то пугает или злит:

  • «Мне это не нравится, прекрати, пожалуйста»
  • «Не делай так, мне неприятно»
  • «Это нечестно, верни мою вещь на место»
  • «Я злюсь! Отойди от меня»

Объясните, что если эмоции очень сильные, можно взять паузу и побыть наедине с собой, выпить воды, потопать или покричать.

Скажите, что в трудных ситуациях можно обращаться к вам за помощью — например, когда сложно разобраться в эмоциях или непонятно, что с ними делать.

Шаг 6. Поддерживайте и отмечайте прогресс

Учиться новым способам поведения непросто. Поддерживайте ребенка и будьте рядом, когда действовать по-другому не получается. Вместе обсуждайте ошибки и проговаривайте, что можно сделать в следующий раз, чтобы выразить эмоции другими способами.

Наблюдайте за поведением ребенка и отмечайте успехи. Например, если вместо того, чтобы обзываться, он/а спокойно говорит, что ему/ей что-то не нравится и просит так не делать.

Агрессия — одно из проявлений трудного поведения у детей и подростков. Чтобы справиться с агрессией и научиться поступать иначе, детям и подросткам нужна помощь взрослых.

В понедельник, 22 мая, мы проведем онлайн-интенсив для родителей и педагогов
«Как справляться с трудным поведением?». На вебинарах мы расскажем о том, что такое трудное поведение, как и почему оно проявляется, поделимся стратегиями реагирования.

После окончания интенсива участники получат памятки, сертификаты и доступ к видео вебинаров на месяц.

Ссылка на интенсив →