Найти тему
Аспро.Cloud

Метод помодора: суть техники pomodoro в тайм-менеджменте

Оглавление

Как часто вы отвлекаетесь от работы, чтобы заглянуть в телефон? Через полчаса понимаете, что просмотрели всю новостную ленту в соцсетях, а задача так и висит не закрытой? Не переживайте, не нужно менять свой смартфон на кнопочную звонилку. С проблемой можно справиться гораздо легче с методом помодора в тайм-менеджменте. Технология используется во всем мире для бизнес-задач и личного планирования времени. Ее эффективность привела к созданию онлайн-сервисов для быстрого внедрения метода в работу.

В статье рассказываем про технику помодоро: что это такое, как ее применять и для кого она подходит. Самое приятное, что для начала работы вам нужен только таймер, ручка и блокнот.

Техника помодора в тайм-менеджменте: что это и как она появилась

Прокрастинация обычно накатывает на нас в самый неподходящий момент, например, когда до конца рабочего дня осталось всего 2 часа и висит 5 невыполненных задач. Чтобы избавиться от постоянной попытки улизнуть от дел и обязанностей, нужно дать себе время на отдых и регламентировать его. Когда ты знаешь, что через 15-20 минут тебя будет ждать перерыв на кофе, работа сразу становится более интенсивной, а продуктивность возрастает.

Эта идея пришла в голову Франческо Чирилло, создателю метода управления временем по правилу помодора, когда он был еще студентом. В 1980 году молодой Франческо заметил, что, возвращаясь с лекций домой, он не может сосредоточиться на домашнем задании. Его время постоянно ускользало между пальцев, а подготовка к экзаменам требовала прилежания.

К счастью, у него на кухне стоял таймер в виде помидора. Он завел его на 10 минут, чтобы проверить, сможет ли он не отвлекаясь учиться на протяжении этого времени. Его томатный эксперимент по самоконтролю удался. Он заметил, что ему гораздо проще делать несколько коротких спринтов для обучения, чем учиться беспрерывно.

Франческо Чирилло оказался не только изобретательным студентом, который придумал использовать таймер в учебе, но и успешным предпринимателем. Он довел до совершенства метод помодоро и построил карьеру как наставник и инструктор по тайм-менеджменту. А более глубоко развил теорию помидора Штаффан Нётеберг, он написал книгу-руководство, получившую известность во всем мире.

Давайте разберемся, что все-таки происходит с названием? Кто-то называет систему «методом помидора», кто-то «помодоро», другие и вовсе «правилом помидорок» или «техникой томато». Но суть при этом не меняется. Мы помним, что у Франческо Чирилло таймер был в виде помидора, отсюда пошло основное название. Но основатель техники по происхождению итальянец, на его языке овощ называется «pomodoro», а на английском – tomato. Так получилось разное звучание одного и того же правила.

Итак, техника pomodoro в тайм-менеджменте, что это такое? Это простой прием для управления собственным временем, который помогает работать более продуктивно и делать перерывы на отдых в строго отведенное на них время. Суть техники проста: нужно завести таймер на 25 минут и работать, не отвлекаясь. По сигналу таймера нужно сделать пятиминутный перерыв. Затем следует чередовать работу и отдых с одинаковыми интервалами. Рабочее время от звонка до звонка — спринт или один помидор.

Зачем нужно применять правило помодора

Основное назначение техники — сконцентрироваться на приоритетных задачах и снизить количество отвлечений. Это повышает продуктивность, мотивацию, помогает работать в любых условиях и над любой задачей, даже очень скучной. Кроме соотношения усилий и результата, которое учитывает любой принцип тайм-менеджмента, техника помодоро берет в расчет особенности работы мозга человека:

  1. Ритуалы приводят к выработке рефлексов. Вы привыкаете, что заведенный таймер — это призыв сконцентрироваться на работе. Несколько дней или недель «помидорного» рабочего дня приведут к тому, что мозг будет включаться в работу сразу после заведения таймера.
  2. Без регулярного отдыха мозг не может долго работать с высокой эффективностью. А pomodoro tracker — это то, что поможет вам вспомнить о необходимой передышке, даже если вы еще не чувствуете усталость.
  3. Мозг устроен так, что ему трудно решать две задачи одновременно: писать письмо коммерческому директору и думать, что подарить сыну на день рождения. С системой помодоро вы всегда расставляете приоритеты на текущий спринт и придерживаетесь их. Вы точно не допустите ошибку в переписке с начальством, так как знаете: о подарке вы подумаете после звонка таймера.
  4. Часто нестандартные идеи приходят в голову не во время интенсивной работы над задачей, а в перерыве, когда мозг не напрягается. Помидорная методика дает вам много периодов для вдохновения.
  5. У вас появляются паузы на то, чтобы проанализировать проделанную работу и сделать вывод на основе последних 25 минут.

Со временем вы сможете лучше оценивать объем работы, научитесь выделять приоритетные задачи, выполнять их эффективнее, а также работать с помехами.

Принципы метода pomodoro помогают в дальнейшем облегчить планирование. Вы ставите цель на сегодняшний день, неделю, месяц, а затем разбиваете ее на конкретные задачи. Во время помидорной работы вы поэтапно вычеркиваете задачи, следуете к достижению цели.

Основной недостаток метода помодора — это то, что он подходит не всем. Он неэффективен, если:

  • в вашей работе есть точки начала и конца, то есть одну задачу нужно закрыть, прежде чем делать перерыв;
  • для работы вам требуется вдохновение, которое нельзя сбивать звонками таймера;
  • вы работаете в тесном контакте с коллегами и зависите от их распорядка;
  • для высокой концентрации на задаче требуется много времени.

В остальных случаях принцип помодора для тайм-менеджмента — это отличное решение. Он подходит фрилансерам, офисным работникам, сотрудникам на удаленке и студентам.

Как организовать тайм-менеджмент по помодору

Сама методика очень проста для применения. Для ее использования не требуется специальной подготовки. Этапы работы:

  1. Расставляете задачи в порядке приоритетности на день. Записываете их списком.
  2. Заводите таймер на 25 минут.
  3. Работаете без отвлечений, не стараетесь успеть что-то параллельно.
  4. После того как прозвенел таймер помодора, оцениваете эффект от времени работы: ставите возле задачи крестик или вычеркиваете ее, если она уже выполнена.
  5. Отдыхаете в течение 5 минут.
  6. Повторяете задачи с 2 по 5 еще 3-4 раза, после чего делаете более длительный перерыв на 25-30 минут.
  7. В конце рабочего дня проводите анализ продуктивности, оцениваете выполненные задачи.

Это основа метода. Но многочисленные последователи техники помидорро выделили особенности и советы, которые помогут в работе.

Обзаводимся таймером pomodoro: что это такое и какой взять?

Вся техника управления временем строится на ритуалах. Если для вас важны символы и наглядность, поищите механический таймер для готовки. Плюс заключается в осязаемом действии: заведение таймера как запуск рабочей деятельности.

Если вы стараетесь оптимизировать свою работу, например, используете только компьютер и держите остальной рабочий стол в чистоте, можно воспользоваться встроенным таймером в Яндексе или программой Keep Focused, которая будет отображаться на экране небольшим черным виджетом. Можно использовать онлайн-сервисы, например, Pomodoro Tracker. Его преимущество в том, что на вкладке будет отображаться не только таймер, но и список с задачами на день.

Другой не менее удобный вариант — приложение на смартфоне, например, Pomodoro Timer или Focus To-Do, во втором есть наглядный список задач и графики для анализа затраченного времени, статистика за день, неделю, месяц.

-2

Таймер помодоро — это то, что поможет вам не отвлекаться от работы. Поэтому лучше выбрать максимально простое приложение, чтобы не тратить на него много времени, экономия которого, кстати, и является целью использования техники помадоро.

Определяем количество помидоров

Количество рабочих спринтов за день — индивидуальный показатель. Кто-то едва может выдержать 5-6, а кому-то и 15 за рабочий день по плечу.

Среднее число помидоров — 8-9. Казалось бы, 4 часа работы — это очень мало. Но, как показывает практика, в течение дня появляются неотложные дела, совещания, телефонные звонки, встречи, которые не вписываются в тайм-менеджмент по системе помодора, но тоже занимают много времени. К тому же, иногда помидор приходится на 5-10 минут продлить, когда нужно срочно завершить задачу, или, наоборот, обнулить таймер.

Сводим отвлечения к нулю

Внешние раздражители и собственные мысли отвлекают, это неизбежно. Но можно постараться свести отвлечения к минимуму, для этого при использовании правила помодоро:

  • отключите звук о получении СМС, писем и push-уведомлений;
  • закройте лишние вкладки на компьютере;
  • держите под рукой ручку. Если вас что-то отвлекло, запишите это дело и вернитесь к нему позже;
  • обнулите помидор. Если срочное дело нельзя отодвинуть, сбросьте таймер, а затем заведите его снова;
  • используйте блокировщики соцсетей, они не позволят вам отвлечься во время работы.

Тестируем метод томата и настраиваем его под себя

Попробуйте поработать в классическом режиме 25/5 с 8 помидорами в течение двух недель. За это время использования методики помодоро мозг должен адаптироваться. Если спустя 2 недели привыкания не произошло, эффективность работы не увеличилась и, в целом, вам некомфортно, попробуйте изменить составляющие принципа томато:

  1. Длительность одного помидора. Если вас часто отвлекают, работайте спринтами по 15-20 минут. Если вам нужно много времени на концентрацию, увеличьте помидоры до 35-40 минут.
  2. Время отдыха. Возвращайтесь к работе не по звонку пятиминутного таймера, а тогда, когда будете психологически готовы приступить к задаче.
  3. Инструменты. Одних настраивают на работу онлайн-сервисы, других — механические таймеры, ручка и блокнот. Найдите свой вариант.
  4. Количество помидоров. Вы можете поставить запасную задачу в список, если думаете, что справитесь более чем с 8 спринтами. Или, наоборот, ставьте важные задачи только на 5-6 первых помидорок, а на остальные планируйте второстепенные, чтобы не жалеть, если не успеете.

Эта статья написана с использованием техники помидоро. Успешно или нет, узнаем через 2 недели, когда мозг привыкнет к таким рабочим интервалам. А теперь у меня заслуженный пятиминутный перерыв. И чай с печеньками!

Чем мы занимаемся?