"Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1 Кор. 3:10, 11).
Описав Иисуса как основание, на котором мы должны строить, Павел начинает говорить об опасности отойти от Иисуса, который прежде всего, Создатель всего и имеет во всем первенство. Он предостерег колоссян от обольщения людьми, которые могут увести их на ложный путь вкрадчивыми словами (Кол. 2:4), философией, пустым обольщением или стихиями мира (2:8). В 2:16-23 он предупреждает об иудейских обычаях (2:16), самовольном смиренномудрии (2:18, 23), служении ангелов (2:18), о том, что можно перестать держаться главы (2:19), о мирских постановлениях (2:20) и самовольном благочестии (2:23).
НЕ ДОПУСКАТЬ ОБМАНА/ОБОЛЬЩЕНИЯ
Чуждые религиозные обычаи мира коснулись и учений христиан. Они уводят людей от подлинных требований Иисуса. Они практикуют, в частности, самоотречение и самоуничижение, что было введено в обязательную практику через монастыри. Возникло почитание ангелов. Некоторые даже стали утверждать, что ангелы являлись им с вестями. Таково, например, утверждение Джозефа Смита об ангеле, которого он назвал Мороний. Сюда также можно отнести видения, о которых заявляет католическая и другие церкви.
Все эти претензии не должны поколебать нас, особенно когда учения тех, кто поддерживает их, откровенно противоречат ясному учению Библии. Несущие иное евангелие прокляты небесами, будь то апостолы, ангелы или кто-либо еще (Гал. 1:8, 9).
ДЕРЖАТЬСЯ ГЛАВЫ
Во многих местах Нового Завета заявляется, что Иисус глава: Он глава для человека (1 Кор. 11:3), церкви (Еф. 1:22; 5:23), тела (Кол. 1:18) и для всякого начальства и власти (Кол. 2:10). В других стихах просто утверждается, что Он глава (Еф. 4:15; Кол. 2:19).
Иисус является главой Своего духовного тела, церкви. Пока мы держимся Его, никакие обольщения нам не страшны. Но как только мы отойдем от Его истины и обратимся к учениям человеческим, мы можем оказаться вовлечены во многие чуждые учения и порядки.
Держаться Иисуса — наш долг. Он никогда не оставит нас и не покинет нас, но будет продолжать любить до тех пор, пока мы будем соблюдать Его заповеди (Ин. 15:9, 10). Иисус будет держаться нас, пока мы будем держаться Его.
Иисус — Пастырь добрый (Ин. 10:11; 1 Пет. 5:4). Если мы Его овцы, мы будем слышать Его голос и следовать за Ним. Мы не пойдем за чужаками (Ин. 10:2-5). Если мы будем следовать за Ним, нас никто и никогда не совратит с пути. У нас есть только один пастырь, за которым мы должны следовать, и только одно стадо, членами которого мы должны быть (Ин. 10:16).
В определенном смысле можно сказать, что пастух — глава овец. Они полагаются на то, что пастух пойдет впереди и поведет их. Он их вождь, их глава, они потому и следуют за ним, что знают его голос (Ин.10:27).
Мы должны почитать Иисуса главой церкви. У нее нет земного главы, а только небесный. Любой человек или группа людей, желающие возглавить церковь, конкурируют с Иисусом, единственным пастырем и главой церкви. Мы должны держаться Его как нашего духовного главы и не обольщаться учениями, которые не от Него.
ПОСТАНОВЛЕНИЯ МИРА
Во время крещения мы умираем с Христом для постановлений мира, являющихся ограничениями, которых Иисус не утверждал. Для разных религий обычно характерны две крайности: они создают законы, которых Бог не создавал, и устраняют законы, которые Бог создал. И то и другое неверно. В Кол. 2:16-23 Павел высказывался против придуманных человеком правил.
Мы обязаны следовать учению Иисуса (Мф. 28:20), а не постановлениям мира. Нам может показаться, что эти последние могут помочь нам выстроить свои отношения с Богом, но они не способны приблизить нас к Нему. Если какие-то религиозные порядки нравятся нам и кажутся мудрыми, полезными для использования, то это еще не значит, что они основаны на Божьей мудрости.
САМОВОЛЬНОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ
Некоторые религии учат, что праведности можно достичь постом, безбрачием, отказом от брачных отношений для состоящих в браке, изнурением тела и уничижительными физическими ограничениями. Ничто из перечисленного само по себе не может произвести благочестие.
Мы должны все религиозные порядки оценивать, сравнивая их с учениями Иисуса. Во всех вопросах мы должны держаться только Христа и не обольщаться ни иудейскими обычаями, ни самовольным благочестием, ни мирским мировоззрением. Только Иисус должен быть нашим вождем, пастырем и главой.