Однажды злые тролли создали волшебное зеркало, в котором всё хорошее становилось плохим, а всё плохое – ещё более ужасным. Зеркало разбилось, и осколки разлетелись по всему миру. Один такой осколок попадает в глаз к Павлу Ивановичу Васину. В одночасье Васин становится невыносимым для всех окружающих.
Этот фильм Георгия Данелии был «положен на полку» и позже пущен в прокат, отчего не снискал большой популярности и народной любви подобно «Мимино» или «Осеннему марафону», которые периодически можно увидеть по телевидению. Сие немудрено – для чиновников, заведовавших цензурой, жанр фильма «сказка» не был оправданием для творящихся на экране вещей. А на экране творились вещи, которые легче было бы охарактеризовать не «грустной сказкой», а «трагикомедией».
Сюжетный зачин «Снежной королевы», если вспомнить, подразумевал, что не только Кай стал жертвой проклятого зеркала – осколки разлетелись по всему миру. Это была своего рода этиология дурного в человеке по версии Ганса Андерсена. И вот Георгий Данелия предлагает нам свою версию – в быту советского человека, без разбойников и королей.
Осколок, искажающий восприятие мира на знак минус, попадает в глаз человеку с внешностью Евгения Леонова. Режиссёр, после небольшого вступления-предисловия, долго показывает, как герой добирается домой. А перед этим есть очень знаменательный кадр, когда главный герой, словив в глаз осколочек зеркала, медленно обращает взгляд прямо в камеру. Зрителю словно предлагается прочитать этого человека по глазам. «Серьёзно, Леонов, воплощение зла?» - усмехнётся кто-то? Ох не спешите. Тут важно помнить про два момента. Кто-то до сих пор верит, что Дьявола можно узнать по наличию рогов на лбу. И второе – Леонов – гениальный артист.
После такого неспешного вступления события наберут бешеный темп – нам предложат увидеть, как человек, воспринимающий всё в дурном свете, всего за сутки причинит много боли и бед окружающим – и разрушит собственную жизнь.
Конечно сложно сказать, что подобный фильм может быть смешным – однако порой фильм Данелии обращается именно в трагикомедию, когда режиссёр откровенно высмеивает ущербную мелочность, злопамятство и другие ростки злобы, которые можно будет обнаружить в человеке.
Достаточно увидеть гениальный по своей задумке эпизод, в котором Васин припоминает фронтовому сослуживцу, как тот увёл у него мыло. Не исключено, что именно за этот эпизод фильм «спрятали».
Если же говорить об идейной составляющей, то «Слёзы капали» - необычайно сильное кино, которое вовсе не «мизантропичное», коим его окрестили некоторые критики, а совсем наоборот. Авторская мысль говорит о том, как порой важно именно позволить себе жить, опираясь именно на чувства.
Васин, поражённый осколком зеркала, заставляющего всё хорошее воспринимать как плохое, а плохое напротив преувеличивающий – из живого человека обращается практически в карикатуру, чиновника, мыслящего строго головой и строго по инструкции. А жизнь, она сложнее, её по инструкции не проживёшь. Едва ли какие-то инструкции когда-либо предлагали нам полагаться на чувства или плакать. «Пролитые слёзы» становятся не только сюжетной условностью, но подлинным ритуалом очищения, позволяющим человеку снова вернуть себе человеческое. Если и советовать фильм о необходимости проживания горя, то лучше всё-таки смотрите «Слёзы капали», а не «Головоломку».
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.