Найти в Дзене
Фильманьяк

Осенний марафон (1979) - когда стараешься всем угодить, а сам пропадаешь

Андрей Бузыкин - мужчина в кризисе среднего возраста. Вот только решать экзистенциальные вопросы ему некогда. Потому что его жизнь ему практически не принадлежит. Андрей разрывается между женой и любовницей, рабочими обязательствами и дружескими. Бузыкин и рад бы вырваться из этого порочного круга, но слабохарактерность никак не позволяет этому случиться. Оригинальный сценарий этого фильма назывался «Горестная жизнь плута». Хотя главного героя едва ли так можно назвать – то что жизнь у него горестная – это да, спору нет. Но едва ли он тянет на плута – скорее это обычный человек, который запутался в собственных желаниях, а ныне не может выпутаться, обречённый барахтаться в постоянном клубке давления обстоятельств и людей, которым что-то от него нужно. Через весь фильм рефреном в вариациях проходит меланхоличный лейтмотив, написанный Андреем Петровым и образ нелепого Бузыкина, бегущего по улицам Ленинграда в постоянной надежде успеть, доделать дела, прервать наконец-то этот порочный кру
Александр Володин писал сценарий, видя в образе главного героя Александра Калягина.
Александр Володин писал сценарий, видя в образе главного героя Александра Калягина.
Андрей Бузыкин - мужчина в кризисе среднего возраста. Вот только решать экзистенциальные вопросы ему некогда. Потому что его жизнь ему практически не принадлежит. Андрей разрывается между женой и любовницей, рабочими обязательствами и дружескими. Бузыкин и рад бы вырваться из этого порочного круга, но слабохарактерность никак не позволяет этому случиться.
Несмотря на постоянное попадание в пикантные ситуации, Бузыкин совершенно не умеет врать, на ходу выдавая очень нелепые оправдания.
Несмотря на постоянное попадание в пикантные ситуации, Бузыкин совершенно не умеет врать, на ходу выдавая очень нелепые оправдания.

Оригинальный сценарий этого фильма назывался «Горестная жизнь плута». Хотя главного героя едва ли так можно назвать – то что жизнь у него горестная – это да, спору нет. Но едва ли он тянет на плута – скорее это обычный человек, который запутался в собственных желаниях, а ныне не может выпутаться, обречённый барахтаться в постоянном клубке давления обстоятельств и людей, которым что-то от него нужно.

В общении с дочкой Бузыкин стереотипно повторяет за своей женой, словно собственного мнения насчёт штор, института или отъезда у него нет.
В общении с дочкой Бузыкин стереотипно повторяет за своей женой, словно собственного мнения насчёт штор, института или отъезда у него нет.

Через весь фильм рефреном в вариациях проходит меланхоличный лейтмотив, написанный Андреем Петровым и образ нелепого Бузыкина, бегущего по улицам Ленинграда в постоянной надежде успеть, доделать дела, прервать наконец-то этот порочный круг, дабы выдохнуть. И завершается фильм ироничной сценой вновь бегущего Бузыкина в своём повседневном костюме в компании профессора Хансена.

Басилашвили получил роль именно продемонстрировав нелепую суетность Бузыкина.
Басилашвили получил роль именно продемонстрировав нелепую суетность Бузыкина.

Каждый приход профессора Бузыкин встречает натянутой улыбкой, и пробежки с ним он, разумеется, в гробу видал – но кажется, что участие в них он принимает не столько от своей неспособности отказать, сколько из привычки жить подобным образом, мотаясь туда сюда – и вот эта «тренировка» вполне может стать для персонажа небольшой отдушиной, когда его никто не трогает.

Работа для Бузыкина тоже является отдушиной, только до неё руки не доходят.
Работа для Бузыкина тоже является отдушиной, только до неё руки не доходят.

Хотя чисто для понимания психологии персонажа любопытно конечно, отчего он связался с Аллой. Учитывая, какая она ушлая в своих непрестанных манипуляциях вполне складывается впечатление (в совокупности с потерей отца), что она – типичная пограничница, которая сама увязалась за Андреем. А тот никак не может с ней порвать, даже если и хочет этого внутри.

Манипулируя Андреем, Алла давит на чувство вины через свою уязвимость. Хотя в реальности она баба не промах - чего только стоит эпизод, где она "впрягается" за Бузыкина в разборке при ДТП.
Манипулируя Андреем, Алла давит на чувство вины через свою уязвимость. Хотя в реальности она баба не промах - чего только стоит эпизод, где она "впрягается" за Бузыкина в разборке при ДТП.

На удивление в контексте фильма это вовсе не важно – главное, что бедный Бузыкин тащит на себе все эти связи из прошлого, которые так тяготят в настоящем. Перед нами – очень достоверный портрет человека с заваленными личными границами, на котором ездят все кому не лень. Нерешительность в шагах по выстраиванию собственной жизни, неспособность сказать нет, абсолютное неумение противостоять манипуляциям. Андрей Бузыкин – живая иллюстрация поговорки «Всем не угодишь, себе только навредишь».

Галина Волчек была очень недовольна тем, как выглядела на экране. Тем не менее, образ Варвары до сих пор остаётся одним из самых узнаваемых в её фильмографии.
Галина Волчек была очень недовольна тем, как выглядела на экране. Тем не менее, образ Варвары до сих пор остаётся одним из самых узнаваемых в её фильмографии.

Житейский юмор Данелия возводит в конечном итоге до самой смешной сцены, когда Бузыкин с досады пинает коробку, в которой его ожидает очередная насмешка от судьбы. Недостаточно принять решение быть принципиальным – принципиальным нужно именно быть, иначе подобные решения рассеиваются с первым же испытанием, которое подбрасывает судьба в виде случайных встреч с людьми. Марафон продолжается.

Реакция Норберта Кухинке на водку - не актёрская игра. Ради аутентичности Данелия незаметно налил в стакан настоящей водки.
Реакция Норберта Кухинке на водку - не актёрская игра. Ради аутентичности Данелия незаметно налил в стакан настоящей водки.

Очень жизненное кино. Отдельный шедевр фильма – сцена застолья, в которой буквально удалось вместить квинтэссенцию всех попоек в этой жизни. Много конечно говорилось о великолепной игре актёров, но всё-таки «Осенний марафон» - это безусловный бенефис Олега Басилашвили, который так тонко, без какого-либо переигрывания воплощает вечно измотанного человека, мечтающего о покое. Как часто говорили: роль лучше чуть-чуть недоиграть, иначе легко склониться в эксцентрику. И вот это как раз тот случай, когда пассивность Бузыкина великолепно воплощается именно подобным путём – персонаж подчас хоть и кажется нелепым, но не скатывается в эксцентрику. Именно поэтому он – главный двигатель этого фильма. Ели вдруг ещё не смотрели – обязательно посмотрите.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.