Андрей Бузыкин - мужчина в кризисе среднего возраста. Вот только решать экзистенциальные вопросы ему некогда. Потому что его жизнь ему практически не принадлежит. Андрей разрывается между женой и любовницей, рабочими обязательствами и дружескими. Бузыкин и рад бы вырваться из этого порочного круга, но слабохарактерность никак не позволяет этому случиться.
Оригинальный сценарий этого фильма назывался «Горестная жизнь плута». Хотя главного героя едва ли так можно назвать – то что жизнь у него горестная – это да, спору нет. Но едва ли он тянет на плута – скорее это обычный человек, который запутался в собственных желаниях, а ныне не может выпутаться, обречённый барахтаться в постоянном клубке давления обстоятельств и людей, которым что-то от него нужно.
Через весь фильм рефреном в вариациях проходит меланхоличный лейтмотив, написанный Андреем Петровым и образ нелепого Бузыкина, бегущего по улицам Ленинграда в постоянной надежде успеть, доделать дела, прервать наконец-то этот порочный круг, дабы выдохнуть. И завершается фильм ироничной сценой вновь бегущего Бузыкина в своём повседневном костюме в компании профессора Хансена.
Каждый приход профессора Бузыкин встречает натянутой улыбкой, и пробежки с ним он, разумеется, в гробу видал – но кажется, что участие в них он принимает не столько от своей неспособности отказать, сколько из привычки жить подобным образом, мотаясь туда сюда – и вот эта «тренировка» вполне может стать для персонажа небольшой отдушиной, когда его никто не трогает.
Хотя чисто для понимания психологии персонажа любопытно конечно, отчего он связался с Аллой. Учитывая, какая она ушлая в своих непрестанных манипуляциях вполне складывается впечатление (в совокупности с потерей отца), что она – типичная пограничница, которая сама увязалась за Андреем. А тот никак не может с ней порвать, даже если и хочет этого внутри.
На удивление в контексте фильма это вовсе не важно – главное, что бедный Бузыкин тащит на себе все эти связи из прошлого, которые так тяготят в настоящем. Перед нами – очень достоверный портрет человека с заваленными личными границами, на котором ездят все кому не лень. Нерешительность в шагах по выстраиванию собственной жизни, неспособность сказать нет, абсолютное неумение противостоять манипуляциям. Андрей Бузыкин – живая иллюстрация поговорки «Всем не угодишь, себе только навредишь».
Житейский юмор Данелия возводит в конечном итоге до самой смешной сцены, когда Бузыкин с досады пинает коробку, в которой его ожидает очередная насмешка от судьбы. Недостаточно принять решение быть принципиальным – принципиальным нужно именно быть, иначе подобные решения рассеиваются с первым же испытанием, которое подбрасывает судьба в виде случайных встреч с людьми. Марафон продолжается.
Очень жизненное кино. Отдельный шедевр фильма – сцена застолья, в которой буквально удалось вместить квинтэссенцию всех попоек в этой жизни. Много конечно говорилось о великолепной игре актёров, но всё-таки «Осенний марафон» - это безусловный бенефис Олега Басилашвили, который так тонко, без какого-либо переигрывания воплощает вечно измотанного человека, мечтающего о покое. Как часто говорили: роль лучше чуть-чуть недоиграть, иначе легко склониться в эксцентрику. И вот это как раз тот случай, когда пассивность Бузыкина великолепно воплощается именно подобным путём – персонаж подчас хоть и кажется нелепым, но не скатывается в эксцентрику. Именно поэтому он – главный двигатель этого фильма. Ели вдруг ещё не смотрели – обязательно посмотрите.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.