Найти тему
Mom’s Magic Touch

ПРИВЯЗАННОСТЬ. МОСТИК В НЕЗАВИСИМОСТЬ

Новорожденные мамы часто слышат множество советов, о том, как нельзя приучать ребенка к рукам, дать ему проораться, не предлагать так часто грудь, не спать с ребенком, о том как сразу следует приучать ребенка к самостоятельности. 

Давайте разберёмся с точки зрения логики, интуиции и науки, почему НЕ стоит этого делать. 

Есть такое чувство, состояние, психологический феномен -  привязанность. Тема заслуживает много внимания, а я бесконечно ее люблю, поэтому говорить об этом мы будем много. 

Как явление, она была впервые описана одним из основоположников теории привязанности Джоном Боулби. Он считал, что склонность младенцев развивать привязанность к значимым взрослым была результатом эволюции, поскольку поведение привязанности облегчит для ребёнка процесс выживания перед лицом опасностей. 

Джон Боулби осознал, что ребенок страдает без «своего взрослого», даже если сыт, одет и находится в безопасности. 

Стремление к привязанности - одно из самых сильных человеческих стремлений, одна из самых базовых потребностей человека. Американский психолог Гарри Харлоу в своем, на мой взгляд, жутком эксперименте «Природа любви» с резус-макаками показал, что потребность в привязанности у млекопитающих даже важнее еды. Если честно, я не смогла досмотреть этот эксперимент до конца 🙈поэтому сильно чувствительным советую не смотреть, суть эксперимента можно прочитать 

Привязанность - то чувство, на котором строятся взаимоотношения родителя и ребенка, фундамент, основа. Первая и главная задача привязанности - организовать зависимость, организовать отношения в иерархическом порядке, цель которых - облегчить задачу заботиться и принимать заботу. 

Природа, как я буду говорить очень часто, многое за нас придумала: врожденные рефлексы, грудное вскармливание, плач ребенка, который пробуждает в нас инстинкт заботящегося взрослого. Все это создано для того, чтобы малыш мог «удержать» нас рядом с собой. Она придумала и подготовила все таким образом, чтобы мама не расставалась с ребенком первые месяцы его жизни. 

Помимо развития, созревания, взросления, защиты от невыносимой уязвимости наш мозг выполняет еще одну функцию в области психо-эмоционального регулирования - он заботится о сохранении контакта и близости. Психологическое взросление будет возможно только в том случае, если мозг будет находиться в состоянии насыщения надежной привязанностью. Если привязанность не надежна, приносит слишком много боли, стыда, разделения, разочарования, то мозг включает защиту от уязвимости: происходит онемение чувств (когда человек не ощущает болезненных эмоций) или наступает эмоциональная слепота (человек не видит потенциальной опасности). 

Если же привязанность надежна, если ребенок находится в чувстве глубокой близости, осознании того, что его любят, если он уверен в надежности своего взрослого, то он может расслабиться и исследовать мир. Наш мозг в первую очередь решает проблему привязанности, а затем развития, поэтому привязанность - первична, а взросление - вторично. Вырасти - не значит повзрослеть. Поэтому нам, как родителям, очень важно обеспечить условия для взросления наших малышей, помочь ребенку стать зрелой личностью. 

Для меня привязанность ассоциируется с почвой, из которой далее произрастает личность ребенка. И, к сожалению, сколько не поливай и не подкармливай растение, которое посажено в плохую, не плодородную почву, оно не сможет нормально расти, застрянет в развитии, а возможно и вовсе загнется (речь здесь, естественно, не про физическую смерть). 

Привязанность - врожденная природная программа, которая позволяет перейти из незрелости в независимость, этакий мостик. Необходимость в зависимости, в «своем взрослом» рождается вместе с ребенком. Самая активная фаза формирования привязанности происходит до 2-3 лет, поэтому именно в этот период ребенку жизненно важно быть зависимым. Если к ребенку в достаточном количестве поступает любовь, защита и забота - он берет столько, сколько необходимо, наполняется ими, а затем демонстрирует независимость: независимости неоткуда взяться, если зависимость неудовлетворена. Если мы понаблюдаем за определенным природой процессом развития детей мы увидим, как при условии обеспечения заботой, вниманием и любовью, ребенок последовательно, шаг за шагом, обретает независимость, как после непрерывных маминых рук в первые месяцы он затем с них «слезает», ходит у «маминой юбки», уползает, а потом и вовсе уходит от нас.. скажем, в другую комнату 😁

Что же формирует ту самую привязанность? 

  • создание ощущения безопасности
  • надежность и эмоциональная поддержка 
  • обеспечение чувства уверенности 
  • обеспечение защищенности
  • удовлетворение потребности в любви 

Ну и возвращаясь к советам, которые слышат новорожденные мамы: ношение на руках, грудь по требованию, частый контакт, реагирование на плач (успокоение на руках, объятия, грудь) - все это влияет на формирование надеждой привязанности, закладывает базу. Именно это становится первым шагом к будущей независимости ребенка: только с помощью вашей нежности, внимания и любви, находясь в полной зависимости от вас первые годы, а в особенности первые месяцы, он сможет стать самостоятельным в будущем 🤍

А какие советы слышали вы?