Люблю я художественные фильмы о спорте, но про события, которые были на самом деле. Советский фильм "Право на прыжок" 1972 года, как раз такой.
Прототипом главного героя Виктора Мотыля является Валерий Брумель – советский прыгун в высоту, олимпийский чемпион 1964 года, заслуженный мастер спорта, бывший на протяжении нескольких лет рекордсменом мира, его рекорд высоты – 2 метра 28 см никто не мог перепрыгнуть более 7 лет.
Впервые Валерий Брумель установил мировой рекорд – 2,23 м в 1961 году, а потом пять раз бил собственные рекорды, прибавляя от соревнования к соревнованию по сантиметру, пока не достиг высоты 2,28 м в 1963 году. Может и ещё бы прибавил, но в 1965 году травмировался – вылетел из мотоциклетной люльки, в которой его подвозили, и серьёзно повредил ногу. Чудом избежал ампутации, перенёс более 30 операций, лечился у Гавриила Абрамовича Илизарова, который на тот момент ещё не получил свои основные награды и звания и только накапливал опыт по работе со своим уникальным аппаратом, с помощью которого сращивают и удлиняют кости (после травмы искалеченная нога прыгуна стала короче здоровой ноги). Брумель лечился и восстанавливался после травмы несколько лет, за это время распался его брак. В спорт Валерий вернулся, но больших высот уже не достиг, а вот новые травмы получил.
Примерно такую историю нам и фильм рассказывает, но мне интересным показался не столько сюжет, сколько показанные реакции людей. Реакции на желание травмированного спортсмена вернуться в спорт. Любопытны диалоги, монологи, размышления. Тот факт, что в написании сценария принимал участие сам Валерий Брумель, наводит на мысль, что содержание диалогов и настрой людей не вымышленные, и в фильме показано именно то, с чем столкнулся спортсмен на пути к восстановлению.
Когда герой фильма Виктор Мотыль травмировался, его тренер, лечащий врач и коллеги по сборной не верили в возможность возвращения, более того, знакомый спортсмен пророчил ему позор и говорил, что травма – это подарок судьбы, позволяющий уйти непобеждённым.
Но Виктор Мотыль хотел прыгать, и его новый тренер верил в него, и верил, как это ни странно, зарубежный соперник. А ещё поверил врач-новатор Илизаров Гаранин. Гаранин сначала боялся браться оперировать олимпийского чемпиона, опасался, что неудачу ему не простит общественность, а дела у доктора Гаранина и без того шли плохо, коллеги не верили в его метод и врача считали шарлатаном.
Мотыль, доверяясь врачу, рисковал, ведь методика ещё не была обкатана, но спортсмен посчитал, что терять ему уже нечего, так как в том состоянии, в котором он уже был, спорт для него был закрыт, и даже жизнь без палки не представлялась возможной. Виктор Мотыль сказал Гаранину, что в случае успеха, метод Гаранина примут, ведь сыграет свою роль имя знаменитого спортсмена. В общем, рискнули оба.
В момент, когда показывали соревнования, мы с дочкой переживали, как на настоящих соревнованиях.
В фильме финал не совсем такой, как в жизни.
Основным сценаристом фильма "Право на прыжок" был Александр Лапшин – в прошлом тренер по гимнастике, также он является автором сценариев спортивных фильмов "Тренер" (1969) и "Чудо с косичками" (1974), о которых я ранее писала:
Здесь подборка моих статей о спортивных фильмах: