Найти тему
Мама в спорте

Право на прыжок

Люблю я художественные фильмы о спорте, но про события, которые были на самом деле. Советский фильм "Право на прыжок" 1972 года, как раз такой.

Прототипом главного героя Виктора Мотыля является Валерий Брумель – советский прыгун в высоту, олимпийский чемпион 1964 года, заслуженный мастер спорта, бывший на протяжении нескольких лет рекордсменом мира, его рекорд высоты – 2 метра 28 см никто не мог перепрыгнуть более 7 лет.

Впервые Валерий Брумель установил мировой рекорд – 2,23 м в 1961 году, а потом пять раз бил собственные рекорды, прибавляя от соревнования к соревнованию по сантиметру, пока не достиг высоты 2,28 м в 1963 году. Может и ещё бы прибавил, но в 1965 году травмировался – вылетел из мотоциклетной люльки, в которой его подвозили, и серьёзно повредил ногу. Чудом избежал ампутации, перенёс более 30 операций, лечился у Гавриила Абрамовича Илизарова, который на тот момент ещё не получил свои основные награды и звания и только накапливал опыт по работе со своим уникальным аппаратом, с помощью которого сращивают и удлиняют кости (после травмы искалеченная нога прыгуна стала короче здоровой ноги). Брумель лечился и восстанавливался после травмы несколько лет, за это время распался его брак. В спорт Валерий вернулся, но больших высот уже не достиг, а вот новые травмы получил.

Примерно такую историю нам и фильм рассказывает, но мне интересным показался не столько сюжет, сколько показанные реакции людей. Реакции на желание травмированного спортсмена вернуться в спорт. Любопытны диалоги, монологи, размышления. Тот факт, что в написании сценария принимал участие сам Валерий Брумель, наводит на мысль, что содержание диалогов и настрой людей не вымышленные, и в фильме показано именно то, с чем столкнулся спортсмен на пути к восстановлению.

Когда герой фильма Виктор Мотыль травмировался, его тренер, лечащий врач и коллеги по сборной не верили в возможность возвращения, более того, знакомый спортсмен пророчил ему позор и говорил, что травма – это подарок судьбы, позволяющий уйти непобеждённым.

Приятель объясняет Мотылю, что его ждёт, если тот вздумает вернуться в спорт.
Приятель объясняет Мотылю, что его ждёт, если тот вздумает вернуться в спорт.

Но Виктор Мотыль хотел прыгать, и его новый тренер верил в него, и верил, как это ни странно, зарубежный соперник. А ещё поверил врач-новатор Илизаров Гаранин. Гаранин сначала боялся браться оперировать олимпийского чемпиона, опасался, что неудачу ему не простит общественность, а дела у доктора Гаранина и без того шли плохо, коллеги не верили в его метод и врача считали шарлатаном.

Доктор Гаранин, чьим прототипом очевидно был Елизаров.
Доктор Гаранин, чьим прототипом очевидно был Елизаров.

Мотыль, доверяясь врачу, рисковал, ведь методика ещё не была обкатана, но спортсмен посчитал, что терять ему уже нечего, так как в том состоянии, в котором он уже был, спорт для него был закрыт, и даже жизнь без палки не представлялась возможной. Виктор Мотыль сказал Гаранину, что в случае успеха, метод Гаранина примут, ведь сыграет свою роль имя знаменитого спортсмена. В общем, рискнули оба.

В момент, когда показывали соревнования, мы с дочкой переживали, как на настоящих соревнованиях.

В фильме финал не совсем такой, как в жизни.

Основным сценаристом фильма "Право на прыжок" был Александр Лапшин – в прошлом тренер по гимнастике, также он является автором сценариев спортивных фильмов "Тренер" (1969) и "Чудо с косичками" (1974), о которых я ранее писала:

Здесь подборка моих статей о спортивных фильмах:

Фильмы о спортсменах