Найти тему

Три важных фактора для того, чтобы справиться с переживаниями и подготовиться к экзаменам

Оглавление

☝ Сейчас начинается пора экзаменов - выпускных, вступительных или экзаменов за пройденный в институте курс. Время напряжения и сильных нервных нагрузок.

Нужно много запомнить информации. Но она не запоминается или запоминается дома, а на экзамен как будто выключили тумблер памяти и ничего вспомнить не можете. А после выхода все всплывает в памяти вновь. Подготовился, но все равно переживаешь.

Личный опыт

Выпускные экзамены из школы, 11 класс. Экзамен по Алгебре. В школе никогда не было особых проблем с данным предметом. Годовая пятерка, как и предыдущие года. Контрольные в основном то же на пять и лишь изредка четыре.

Заходим на экзамен, открывают доску с заданиями (вот тут точно не помню, то ли на доске все написали, то ли листки раздавали - давно было, 1994 год). Начинаю решать и где-то через полчаса понимаю, что не могу сконцентрироваться, голову словно стянуло стальным обручем, боль неимоверная.

Вывели из кабинета. И я долго сидел в другом кабинете. Мне дали какие-то таблетки, капли и теплый чай, но ничего не помогало. А время шло. В общем было грустно т.к. фактически с успешной задачей экзамена я пролетал. Время идет, а боль не проходит. И в какой-то момент я просто расслабился, ну что ж уж там. И боль как выключили, щелкнули рубильником, и она прошла.

Психология осознанной жизни - Николая А. Гоголева | Дзен

Я вернулся в экзаменационный класс за 40 минут до конца. Попытка не пытка, терять то уже было практически нечего. Посмотрел решенные вначале на черновике упражнения. Ошибка на ошибке. Попросил чистовой бланк...

Как думаете, чем закончилась эта история?

👉 За двадцать пять минут я решил все задания, без помарок. Минут пять еще просматривал все с начала до конца. Сдал только чистовой вариант т.к. черновика у меня фактически и не было. Развернулся и ушел под грустные взгляды учителей.

Изображение создано с помощью нейросети Kandinsky 2.1
Изображение создано с помощью нейросети Kandinsky 2.1

Рекомендую обратить внимание на три важных фактора:

Физическое состояние

📌 Первое, на что нужно обратить внимание, до попыток разобраться с психикой - это физическое состояние. Очень важно соблюдать режим сна и отдыха.

При отсутствии нормального режима сна, а это не мене 8 часов (ориентировочно, если не заморачиваться данным вопросом) и ложиться желательно за два часа до полуночи, нервная система не получает необходимого восстановления. Во время работы нервной системы в состоянии бодрствования в синапсах накапливаются "яды" (отходы химического процесса передачи и кодирования информации от нервных окончаний в головной мозг), которые ухудшаю передачу информации.

Человек длительное время лишённый сна, теряет координацию движений, ухудшаются мыслительные процессы, снижается внимание и концентрация. Только во время сна вырабатывается мелатонин, который "очищает" синапсы от этих "ядов". После хорошего сна хорошее самочувствие и прилив сил.

Недостаточный сон, не дает необходимого улучшения. Отсюда основной вывод - сон особенно важен в такой период.

Так же необходимы прогулки на свежем воздухе, помимо притока кислорода, физическая активность ускоряет физиологические процессы (очищение от шлаков через потоотделение, улучшение кровотока и прочее) и мозг получает больше кислорода, что положительно сказывается на общем состоянии и повышает работоспособность.

Хорошее физическое состояние - это основа для хорошего психоэмоционального состояния и работоспособности организма в условия повышенных нагрузок, в том числе и умственных.

При сильно перенапряжении лучше обратиться к врачу, возможно он порекомендует Вам какие-либо успокоительные или иные лекарства. Нарушения баланса полезных веществ так же могут вызывать излишнее неровное напряжение (например, недостаток или переизбыток витаминов и микроэлементов). Не нужно заниматься самолечение, лучше обратиться за помощью.

💡 В моем случае, я плохо спал перед экзаменом и чувствовал себя несколько уставшим. Сон не дал необходимого прилива сил.

Контролировать воображение

📌 Второе - это держать под контролем свое воображения. Часто мы представляем себе наихудшие сценарии т.к. считаем, что если их представим и подготовимся к ним, то будем готовы, когда они наступят.

Тактика спорная в условия излишней физической, умственной и эмоциональной нагрузки. Ресурсы организма и так сильно напряжены и дополнительное напряжение не сможет выполнить своей цели. Причем подобные подходы - это прямой путь к неврозам.

В таких ситуациях, можно рекомендовать позитивное воображение. Лучше наоборот представить подробно как Вы справляетесь с ситуацией. Тут можно припомнить прошлый положительный опыт, вспомнить те положительные чувства, которые Вы испытывали и то состояние, ощущения. Это можно переложить на будущую ситуацию.

Изображение от liuzishan на Freepik
Изображение от liuzishan на Freepik

💡 В моем случае, я излишне переживал об успехе на экзамене и как это скажется на будущем. И чем дальше, тем хуже мне становилось, но как только я отпустил ситуацию и принял другой вариант - все прошло. В итоге вместо 4 часов, выделенных на экзамен, мне было достаточно всего 25 минут.

☝ Воображение отнимает много энергии. Для мозга нет разницы происходит это в реальности или всего лишь представляется.

Запоминать в контексте

📌 Третье - это запоминать информацию в контексте. Когда мы готовимся, то не замечаем, что окружающая обстановка так же является действующим лицом данного процесса. Мы не просто запоминаем то, что учим, но и неосознанно ассоциируем эти знания с окружающим нас.

Когда приходим на экзамен, эта часть информации отсутствует. Например, обращали внимание что, когда сложно что-то вспомнить мы можем "смотреть в потолок" и вспоминать забытое?

Если вы прислушаетесь к себе в этот момент, то окажется что мысленное Вы как бы возвращаете себя в обстановку, когда это учили. И вспоминать становиться легче.

Это хороший способ, но можно также при изучении не просто запоминать текст и формулы, а представлять себя отвечающим на экзамене и желательно с положительным результатом.

💡 Вот на другом экзамене, по геометрии, у меня все прошло как по маслу т.к. когда я готовился то не просто учил, а представлял обстановку как буду сдавать и тем более в этом классе я дополнительно занимался с учителем готовясь к данному экзамену.

В заключение

Да, подготовка и сдача экзаменов, это всегда сложная пора и это в любом возрасте. Хочу отметить, что учиться и сдавать экзамены приходиться постоянно и во взрослой жизни.

💡 Помните о необходимости поддержания хорошего физического состояния и не забывать про отдых и сон.

Желаю удачи на экзаменах!