Сентябрь 1944 года. Дуайт Эйзенхауэр утверждает план Голландской операции, разработанный фельдмаршалом Бернардом Монтгомери. Продвижение союзных войск оказалось скованным ввиду проблем со снабжением и грамотно выстроенной обороной немцев. План «Маркет - Гарден» должен был решить эти проблемы. Но обстоятельства сложились таким образом, что операция вошла в историю как самый значимый провал союзников - и последняя крупная победа Вермахта.
Третья режиссёрская работа Ричарда Аттенборо несколько расстраивает. В том смысле, что хорошо ощущается, что с объёмным сценарием постановщик всё-таки не совладал. Эпизоды, которые действительно вызывают какие-то эмоции, достаточно редки в этой картине. Исполинский актёрский состав бросается военными терминами, но мало кому из них выдаётся возможность реально зацепить зрителя.
Кто-то, похоже, объявился чисто ради гонорара – например, Дирк Богарт и Харди Крюгер, чьи лучшие роли были уже позади, а в скором времени оба покинули кино. Это не значит конечно, что в эпизодах играть им нечего. Но в целом можно сказать, что реально произвести впечатление смогли только Джин Хэкмен и Роберт Рэдфорд.
Сценарий фильма «Мост слишком далеко» пытается донести до зрителя суть операции и предварительных приготовлений, все те элементы, которые в итоге пошли не по плану. Плюс к этому добавляются конечно же истории отдельно взятых людей. Но в общее это никак не складывается. Например, всю сюжетную линию с героем Джеймса Каана можно вырезать. Да, это яркий эпизод (и кстати, недурно снятый) противоречивой ситуации на войне. Но едва ли он что-то добавляет тяжеловесному повествованию.
Ко всему прочему можно заметить определённую старомодность мышления Аттенборо – в том плане, что через пару лет мир увидит «Апокалипсис сегодня» - а его «Мост» выглядит совершенно традиционным, вызывая в памяти «Большой побег» или «Грязную дюжину» - словно бы он снимался десять лет назад. Да что уж говорить, при просмотре ещё вспомнились «Тропы славы», вышедшие за 20 лет до «Моста» - куда более новаторское кино.
Минимум написанной партитуры придаёт ленте особо патриотичный характер пропагандистского военного кино, что играет ему не на руку. В том плане, что Аттенборо проваливается в задаче показать масштаб катастрофы. Скучные батальные сцены, вращение вокруг лиц генеральских чинов – всё это в итоге не отражает сути произошедшего – трагедии. Мы видим, как Шон Коннери выбирается живым из передряг. Хорошо хоть, что после этой небольшой сцены, где тезисно обозначен провал, идёт небольшое послесловие в виде раненных, которые остались прикрывать отход, а сами оказались обречены.
Жаль. С таким актёрским составом Аттенборо, да и с солиднейшим для 70-ых бюджетом Аттенборо мог снять что-то более внушительное. Рекомендовать не берусь, ибо в связи с ожиданиями потраченного на фильм времени было жаль. А фильм, если что, длится почти три часа.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.