В прошлом году на экраны вышел забавный фильм: Всё, везде и сразу. Получил ажно семь Оскаров. Ознакомился с ним. Впечатления изложены ниже.
[Сюжет] Семья китайских мигрантов живёт в Америке. Мать – Эвелин – с головой погружена в свой бизнес, рассматривая мужа Вэймонда и дочь Джой лишь в качестве элементов декораций своей деловой жизни. Дочь – лесбиянка, и этот нюанс не вписывается в картину мира Эвелин, вследствие чего отчуждение её от дочери растёт ещё больше. Бизнес Эвелин в связи с какими-то налоговыми делами оказывается под угрозой, что вызывает у неё экзистенциальный кризис. Кризис, в свою очередь, провоцирует осознание того, что жизнь – это череда ситуаций выбора, и в зависимости от сделанного выбора жизнь развивается в том или ином направлении. Таким образом, получается, что жизнь Эвелин могла бы быть совсем другой, без всех этих навалившихся на неё проблем, совершай она в той или иной ситуации правильный выбор. Какое-то время она посвящает сожалениям по поводу упущенных возможностей, воображая, что её отношения с каждым человеком из её окружения, в особенности с мужем и дочерью, могли бы быть совсем другими. Через череду конфликтов с дочерью приходит, наконец, принятие реальности, такой, какая она уже сложилась. Эвелин примиряется с дочерью, которая, оказывается, просто хочет эмансипироваться из семьи. А бизнес её в качестве приятного бонуса остаётся при ней.
Задача кино – если оно, конечно, не снимается в парадигме «что вижу, о том пою», – заключается в том, чтобы показать не просто человека, а его душу, то бишь, говоря современным языком, процессы в глубине его психики, формирующие в своём взаимодействии проявленного человека, его личность. Такова задача любого искусства, и кино является искусством постольку, поскольку оно работает над решением этой задачи.
В донаучном мышлении наиболее яркими примерами разработки проблем глубинной психологии являются сказки. Человек, попавший в беду – сиречь, столкнувшийся с кризисом, – встречает волшебных помощников, которые дают ему волшебные средства, с помощью которых он попадает в волшебные страны, где так или иначе решает свои проблемы. Попадание в волшебные страны – открытие для себя неосознаваемых пластов собственной психики, в которых и обитают чудовища, принцы, принцессы и прочая сказочная живность, олицетворяющая автономные до некоторой степени психические процессы.
В современной культуре есть более адекватные с точки зрения научного мышления модели глубинной человеческой психики. Например, сплетённая из множества возможных параллельных вселенных Мультивселенная. Именно с помощью этой модели в фильме показаны глубинные переживания Эвелин, ведущие к разрешению кризиса. Вселенная, в которой живёт человек, постоянно разветвляется благодаря различным возможностям выбора, присутствующим в каждой жизненной ситуации. И человек, помимо своей жизни, имеет множество альтернативных жизней, которые он мог бы прожить, поступив он в той или иной ситуации так или иначе. Роль волшебного помощника исполняет альтернативный муж Эвелин, пришедший из одной из возможных вселенных. В той вселенной альтернативная Эвелин изобрела способ, каким люди могут проникать в волшебные страны – другие миры из Мультивселенной, – сливаясь сознанием с альтернативными версиями себя. При этом можно получить почти на халяву волшебные средства – навыки, наработанные этими альтернативными версиями в своих альтернативных жизнях.
В смоделированных таким образом глубинах психики главной героини ей дочь превращается в бездушного монстра, стремящегося уничтожить Мультивселенную, а налоговый инспектор – в смертельного врага, пытающегося убить её лично.
Эпичность дочери-монстра понятна, поскольку конфликты в рамках «отцы и дети»/«дочки-матери» произрастают из гораздо более глубоких корней, нежели остальные. Заслуживает внимания и тот факт, что спасение – то бишь доступ к волшебным средствам – исходит в конечном итоге от альтернативной версии самой Эвелин, самореализованной и настоящей, символизирующей подлинное Я. Ведь обращение к подлинному Я и является истинной целью призывов всех духовных учений, какой бы риторикой и образностью они ни оперировали.
Итак, с помощью волшебных средств Эвелин добирается до подлинной причины надвигающегося крушения своего мира. Оказывается, всему виной её косное, консервативное отношение к сексуальной ориентации дочери. Это отношение, мелочь вроде бы, – но засело глубоко в сердце и пустило метастазы по всей Мультивселенной, то бишь психике Эвелин. Признание собственной неправоты равносильно крушению всего выстроенного ей в своём уме мира, поэтому дочь глубоко в бессознательном и представляется ужасным чудовищем. Отношение либеральной общественности к Китаю вынесено в фильме за скобки, но чувствуется продвигаемая повесточка: зомбированные отсталым тоталитарным коммунистическом мировоззрением китайцы неспособны принять дивный новый мир, даже иммигрировав в оплот свободы и демократии. И лишь китаец, рожденный в чудесном саду уникальных снежинок, свободен от пут, стреноживающих свободную свободу, что обитает в сердце любого человека. Или более широко: какие бы выборы в своей жизни ты ни делал, какие бы возможные вселенные ты ни порождал, какой бы богатый ковёр Мультивселенной ты из них ни соткал... – всё пойдёт прахом, если ты не примешь ЛГБТ-повесточку, и не перестанешь мешать людям прятаться от подлинных психологических проблем в различных девиациях, многообразие которых растёт с каждым днём. Ведь Джой, дочь Эвелин, – является чудовищем в каждой из альтернативных вселенных без исключения.
ЛГБТ-повестка подчёркивается и ещё одним мотивом фильма, иллюстрирующем амбивалентность человеческой психики, то есть, в частности, тот факт, что любовь и ненависть как формы социального поведения произрастают из одного корня. В одной из возможных вселенных Эвелин и её смертельный враг Дейдра живут счастливо в однополом браке. В этой вселенной даже пальцы у людей растут в виде больших сосисек, неудобных во всех отношениях, кроме одного: лесбиянкам с их помощью, вероятно, очень удобно заниматься сексом.
Один из способов попасть в параллельную вселенную – прыгнуть задницей на огромную анальную пробку - также можно было бы рассматривать как нюанс ЛГБТ-пропаганды. Однако здесь скорее можно видеть невольную аллюзию на печально известные экономические санкции как оружие Запада, отдачей бьющее по их собственному экономическому базису. Получается, санкции, как и прыжки на пробку, – чудесный, пусть и не очень приятный способ попасть в дивный новый мир.
Остаюсь при своём мнении, что большинство лгбтшников забудут о своих гендерных фантазиях, как только займутся делом, то есть сознательно освоят продуктивную для социума форму деятельности. Большинству оставшихся поможет лишь интенсивная психотерапия. И лишь мизерному количеству девиантов действительно проще и продуктивнее принять свои отклонения, чем пытаться найти их корни. Судя по тому, что в рассматриваемом фильме Джой только и делает, что встречается со своей возлюбленной и готовится совершить каминг-аут перед приезжающим из Китая в гости дедушкой, – она принадлежит первой категории. Эмансипироваться она, видимо, хочет по принципу: «вы мне, главное, денег давайте, а я уж как-нибудь независимо от вас проживу». Поэтому получается, что прыжки по альтернативным вселенным были бы гораздо продуктивнее, если бы Эвелин обнаружила в процессе этой чехарды истоки перверсии своей дочери.
Это могла бы быть отчуждённость от семьи из-за увлечения своим бизнесом, в результате чего в сознании дочери созрело отвращение к разнополой семье.
С другой стороны: не пойдёшь на поводу у ЛГБТ – не получишь Оскара. А если ещё и китайцев стебанёшь – так и все семь можно получить. Арифметика очевидная.
ТГ-канал Мясорубка на Реверсе