Найти в Дзене
Зелёная книга

О подвиге Захара Сорокина, который с обмороженными ногами 4 дня шёл по Заполярью к своему аэродрому

Оглавление

Заполярье, конец октября 1941 года. В воздухе и на суше идут тяжёлые бои за Мурманск. Неожиданно из заснеженной холодной тундры к советским позициям выползает человек. Раненый - он несколько суток добирался до своих, превозмогая боль и голод.

Возможно сейчас Вы подумали о Герое Советского Союза Алексее Петровиче Маресьеве (1916-2001), однако не он. Сегодня речь пойдёт о совершенно другом Герое, имя которого, к сожалению, так и не стало широко известным нашей стране.

ПОЕДИНОК В СНЕЖНОЙ ПУСТЫНЕ

Захар Артёмович Сорокин родился 17 марта 1917 года на ст. Глубокое (прим. - Новосибирская область). В 1925 году родители переехали г.Тихорецк Краснодарского края. Именно здесь и прошло детство, юность будущего Героя.

Захар Артёмович Сорокин
Захар Артёмович Сорокин

После седьмого класса Захар Сорокин продолжил учёбу в школе фабрично-заводского ученичества и окончил её в 1935 году. Несколько лет работал учётником в пригородном хозяйстве, а затем кузнецом на одном из городских заводов.

Однако с самого детства главным увлечением для Захара Артёмовича оставалось небо. В том же 1935 году он окончил планерную школу, затем поступил в Тихорецкий аэроклуб, в котором после завершения учёбы год проработал лётчиком-инструктором.

В декабре 1937 года Герой был призван в Красную Армию и направлен на обучение в Ейское военно-морское авиационное училище. Великую Отечественную войну (1941-1945) он встретил, являясь лётчиком 32-го истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота.

Захар Сорокин
Захар Сорокин

В июле 1941 года после тяжелейших боёв за Крым Захар Сорокин вместе со своими сослуживцами был направлен на Северный флот, где сражался с противником в составе 72-го смешанного авиационного полка ВВС Северного флота.

Согласно наградному листу, уже через несколько дней после прибытия, 19 июля 1941 года лётчик Сорокин сбил в воздушном бою "Мессершмитт Bf.110". Затем 21 июля уничтожил такой же "Ме-110", 9 и 31 августа сбил два самолёта "Юнкерс Ju 88".

"Совершил 10 успешных боевых вылетов на встречу и сопровождение торпедоносцев, бомбардировщиков и штурмовиков, для нанесения бомбовых и торпедных ударов по конвоям и базам противника.
При вылетах на сопровождение, когда был ведущий группы истребителей прикрытия т.Сорокин, ударная авиация от истребительной авиации противника потерь не имела..."
(Из наградного листа З.Сорокина)
Захар Сорокин
Захар Сорокин

За проявленный героизм и мужество в бою Захар Артёмович в сентябре 1941 года был награждён орденом Красного Знамени. Однако вскоре случился тот самый воздушный бой, который запомнится Герою на всю жизнь.

25 октября 1941 года в небе над с.Териберка Мурманской области самолёт "МиГ-3" ст.лейтенанта Сорокина был подбит, а сам пилот оказался ранен в ногу. До аэродрома базирования оставалось около 30 километров - расстояние огромное, и Захар Артёмович решил идти на таран.

"Повёл самолёт наперерез фашистской машине. Она всё ближе. Ближе... Удар! Истребитель отбросило в сторону, а "мессер" с обрубленным хвостом камнем стал падать вниз.
Но и мой самолёт повреждён при таране: он вдруг забрал влево, потом рывком сорвался в штопор.
МиГ-3
МиГ-3
Всеми силами старался я выйти из опасного положения. Наконец это удалось, но самолёт продолжал терять высоту. И всё время дрожал, дрожал, словно в лихорадке. Нужно было садиться. Но куда?..."
(Из рассказа З.Сорокина "Поединок в снежной пустыне")

Согласно рассказу Захара Артёмовича Сорокина "Поединок в снежной пустыне", который был опубликован в 1973 году, ветеран после приземления столкнулся с двумя гитлеровскими лётчиками из подбитого в этом бою "Ме-110".

Однако данный эпизод ставится под сомнение исследователями, т.к. в рассказе упоминается собака, летевшая вместе с немцами в кабине истребителя. Втроём они вряд ли бы поместились в самолёт, а затем вступили бы в бой с советским лётчиком. Поэтому, возможно, этот отрывок был добавлен редактором для усиления повествования (прим. - плюс в наградном листе Героя ничего не сказано о таране, а говорится о вынужденной посадке).

Отрывок из наградного листа Захара Сорокина
Отрывок из наградного листа Захара Сорокина

Остаётся неопровержимым один факт.

Лётчику удалось приземлиться посреди тундры, но как добраться до своих? К этому времени местность уже была укрыта снегом, наступали холода. Поэтому всё это расстояние в 30 километров Захару Сорокину с раненой ногой пришлось преодолеть в одиночку.

"Снова ночь. Нет сил идти. Сейчас бы лечь отдохнуть или хотя бы присесть... Уже выбрал место. Уже собрался опуститься на шершавую гранитную плиту. И вдруг стало страшно. Если сяду – засну. А засну – значит, никогда не проснусь.
Надо идти! Идти!"
(Из рассказа З.Сорокина "Поединок в снежной пустыне")

Четыре долгих дня советский лётчик добирался к аэродрому по заснеженным сопкам и рекам. Когда наступала ночь, Захар Артёмович с огромным трудом собирал валежник и разводил костёр, чтобы хоть как-то согреться и немного просохнуть.

Советские бойцы. Заполярье в годы войны
Советские бойцы. Заполярье в годы войны

Дни слились воедино, и Герой понял, что находится близко к людям лишь по звуку сирены.

"Срываясь и снова карабкаясь, забрался на вершину. Комок подступил к горлу. Вижу: берег, тёмная полоса Кольского залива, дымки кораблей..."

Спустя некоторое время раненый лётчик добрался до одного из домов, где встретился с советскими бойцами, которые и доставили его в госпиталь.

ПОСЛЕ ПОДВИГА

14 месяцев Захар Артёмович находился в госпитале. Он выжил, однако ступни ног сохранить не удалось. Затем последовал ещё один удар - медкомиссия признала лётчика негодным к военной службе.

Захар Сорокин не мог без неба. Он стал убеждать врачей и командиров, что способен продолжить сражаться. Решение вернуть лётчика на фронт вынес сам нарком ВМФ СССР Николай Кузнецов после встречи с Героем.

Нарком ВМФ СССР Николай Кузнецов
Нарком ВМФ СССР Николай Кузнецов
"Через несколько минут я уже ехал в машине Наркомата к Центральному госпиталю, в Сокольники. Пакет с направлением отдал дежурному врачу. Он разорвал конверт, и я увидел под направлением подпись Народного Комиссара.
Вот оно: "В порядке индивидуальной оценки Сорокин З. А., старший лейтенант, признан годным к лётной работе на всех типах самолётов, имеющих тормозной рычаг на ручке управления, и к парашютным прыжкам на воду".
(Из рассказа З.Сорокина "Поединок в снежной пустыне")

Захар Артёмович продолжил военную службу. За годы Великой Отечественной войны (1941-1945) он совершил 267 боевых вылетов, в которых сбил 11 вражеских самолётов. Шесть из них лётчик уничтожил, имея протезы.

Захар Сорокин с Алексеем Маресьевым
Захар Сорокин с Алексеем Маресьевым

В 1944 году капитану Сорокину было присвоено звание Героя Советского Союза. Помимо этого он был награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, а также медалями.

Среди этих наград - медаль "За оборону Советского Заполярья".

После окончания войны офицер продолжил военную службу в авиации Военно-морского флота. В декабре 1955 года уволен в запас, дойдя до должности штурмана-оператора командного пункта 107-й истребительной авиационной дивизии.

Захар Сорокин (выделен цветом) на встрече с Юрием Гагариным
Захар Сорокин (выделен цветом) на встрече с Юрием Гагариным

Не стало героя в 1978 году.

"На аэродроме я попросил своего техника Михаила Дубровкина нарисовать красной краской на фюзеляже моего истребителя седьмую звёздочку, такую дорогую для меня звёздочку!
Ноги всё ещё болели, а сердце ликовало: могу летать, могу драться с врагом и побеждать!"
(Из рассказа З.Сорокина "Поединок в снежной пустыне")

СПАСИБО ЗА ПРОЧТЕНИЕ, ТОВАРИЩ!

Прошу оценить материал лайком и комментарием, а также поделиться прочитанным в соц.сетях! Буду признателен, если Вы изучите другие публикации и видеоролики канала "Зеленая книга".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, ДРУЗЬЯ!