ВТОРОЙ СЕМИНАР ПО ХАККО-РЮ
Как уже упоминалось в предыдущей статье, нет никаких свидетельств того, что Нагаминэ Сёсин (основатель Мацубаяси-рю) был активным учеником Хакко-рю после первого семинара Хакко-рю в 1961 году. В частности, нет никаких свидетельств того, что он позже ездил на материковую часть Японии, чтобы учиться в штаб-квартире Хакко-рю или преподавать Хакко-рю в додзё Нагаминэ.
По словам Андреаса Кваста сэнсэя, немецкого исследователя каратэ, который учился у сына Нагаминэ сэнсэя, покойного Нагаминэ Такаёси, он никогда не слышал ничего о Хакко-рю от Такаёси сэнсэя, не видел в додзё или в библиотеке Нагаминэ сэнсэя никаких сертификатов или других вещественных доказательств, связанных с Хакко-рю.
Итак, в марте 1962 года состоялся второй семинар по Хакко-рю на Окинаве. Организатор был заменен с Нагаминэ-сэнсэя на Канэсима Синсукэ (основателя Тодзан-рю). Нет никаких записей об участии Нагаминэ сэнсэя в семинаре Хакко-рю в то время. Однако 11 марта члены Хакко-рю «наблюдали за ката каратэ и кобудзюцу в течение 30 минут в додзё Нагаминэ (4-й дан Хакко-рю)» (журнал "Хакко-рю", № 24, 1962). Тот факт, что Окуяма Рюхо взял на себя труд добавить примечание к додзё Нагаминэ запись «Хакко-рю 4-й дан», говорит о том, что он относил Нагаминэ сэнсэя к своим ученикам.
предполагает, что Окуяма Рюхо относился к Нагаминэ-сэнсэю как к своему ученику.
Я не знаю подробностей того, как Канэсима сэнсэй стал организатором 2-го семинара, но он был бывшим мэром города Ёнабару и председателем городского совета в то время, так что, возможно, его выбрали организатором, потому что он был местным видным деятелем.
Канэсима сэнсэй учился у Токуямы Тёги (р. 1854) на Тайване и основал Тодзан-рю, но до этого в течение пяти лет он также учился у Мотобу Тёю. Он был старше Уэхары Сэйкити, и это послужило причиной участия Уэхары сэнсэя в семинаре.
Однако изначально участие Уэхары сэнсэя в семинаре не было запланировано. Окуяма и его группа прибыли на Окинаву 10 марта и провели семинары в Наго, Исикава, Кодза, Наха и других местах. Уэхара сэнсэй участвовал в семинаре в Наха в течении четырёх дней, с 27 по 30 марта. Согласно газетной статье того времени, семинар в Наха начался 25-го числа, поэтому Уэхара сэнсэй принял участие в середине.
По словам Уэхара сэнсэя, 26 марта, за день до этого, Канэсима сэнсэй неожиданно пришел к нему домой и попросил его принять участие в семинаре по Хакко-рю. Возможно, Канэсима сэнсэй был раздражённым, потому что количество участников было меньше, чем ожидалось. Уэхара сэнсэй не смог отказать старшему и согласился принять участие.
Семинар длился по часу в день для четырех участников одновременно, или по 15 минут на человека. Таким образом, общее время составило всего один час за четыре дня. Содержание семинара заключалось в обучении техникам, похожим на простейшие техники туйти из Мотобу Удунди, и это было лучшее, чему можно было научить за один час. Инструктором Уэхара сэнсэя был сихан Хакко-рю Ясуда Хидэнори (р. 1940).
Однажды я брал интервью у г-на Ясуды, который сказал, что он не смог применить техники только на Уэхара сэнсэе, и что Уэхара сэнсэй блокировал изучаемые техники Хакко-рю. В Мотобу Удунди эти техники блокирования туйти называются «туйти гэси» (取手返し, «возвращение туйти»), и Уэхара сэнсэй, вероятно, использовал туйти гэси. После семинара г-н Ясуда остался на Окинаве и стал учеником Уэхары сэнсэя. Инструктор стал учеником участника - карикатурное развитие событий, но это произошло потому, что он был ошеломлен навыками Уэхары сэнсэя.
В следующем, 1963 году, в промтоварном магазине Тайё в городе Кумамото проходила выставка окинавских товаров, и группа из Окинавской ассоциации кобудо (президент Хига Сэйтоку) провела демонстрацию кобудо. Тогда же г-н Ясуда участвовал в демонстрации вместе с Уэхара сэнсэем и другими. Фотография выше относится к тому времени.
Как упоминалось ранее, бывший инструктор Хакко-рю Ясуда Хидэнори (р. 1940) после семинара стал учеником Уэхара Сэйкити. Г-н Ясуда также изучал айкидо в Азиатском университете и в результате стал одним из немногих, кто изучал Хакко-рю, айкидо и Мотобу Удунди в 1960-х годах.
Я брал интервью у г-на Ясуды в 2007 и 2009 годах и спрашивал его о технических различиях между ними. Ниже приведены некоторые интересные ответы, которые я получил.
Во-первых, что касается Хакко-рю и айкидо, г-н Ясуда сказал, что они в основном одинаковы. Все техники Хакко-рю были в айкидо. Единственная разница заключалась в том, что Хакко-рю подчеркивала необходимость расслабиться, а айкидо - нет. Однако ему потребовалось два года, чтобы получить свой первый дан в айкидо, по сравнению с 10 днями в Хакко-рю.
Мнения относительно техник обоих боевых искусств являются личным мнением Ясуды. Конечно, при обсуждении деталей есть различия, но поскольку оба боевых искусства произошли от Дайто-рю Айки дзюдзюцу, неудивительно, что они похожи. Что мне показалось интересным, так это уникальный взгляд Хакко-рю на ранги и квалификации.
В то время Окуяма Рюхо утверждал, что Хакко-рю можно освоить без какого-либо периода обучения, поскольку он объяснял секреты искусства с научной, медицинской и психологической точек зрения. Он также предлагал «заочное обучение» путём рассылки учебных материалов по почте. Г-н Окуяма продвигал эти утверждения через рекламу в популярных журналах.
Вышеупомянутая реклама включала такие слоганы, как «Основатель сам обучает секретам Хакко-рю с медицинской точки зрения», «Не требуется никакого периода обучения», «Уже есть 300 000 новичков» и «Инструктор подготавливается за короткий период времени» (Примечание 1). Кроме того, для рекламы использовалась фотография Нагаминэ Сёсина (основателя Мацубаяси-рю) на семинаре в Окинаве.
В то время было очень редко, чтобы школа боевых искусств рекламировалась таким образом в популярных журналах. Естественно, последовала критика со стороны других мастеров боевых искусств. Одна из самых известных критических статей исходила от основателя Сёриндзи кэмпо, Со Досина. В своей автобиографии «Путевой дневник Окуямы Рюхо» (1958) г-н Окуяма приводит текст, который, как утверждается, является письмом г-на Со, полученным от одного из его учеников:
О ценности Хакко-рю.
Пусть ваш здравый смысл определит ценность Хакко-рю по его практике продажи сертификатов и сомнительных конспектов лекций невежественными молодыми людьми за большие деньги и путём размещения ажиотажной рекламы в развлекательных журналах и местных газетах. Если вы отправляете конспекты лекций и сертификат одновременно, и если они полезны, то людям не нужно будет годами ходить в школу, становиться учениками и трудиться, чтобы практиковать. Ко мне приходили несколько молодых людей, которые утверждали, что они имеют 3-й дан в Хакко-рю, но они даже не ровня практиками кэнпо 3-го кю , что является самым низким уровнем. Дзюдо, каратэ и кэнпо требуют длительных тренировок (Примечание 2).
В ответ г-н Окуяма назвал вышеприведенное письмо «написанным шизофреником» и отверг традиционные отношения между мастером и учеником, требующие многолетнего обучения, как «некультурное, ненаучное ученичество, где с человеком обращаются как с рабом». Далее следуют следующие утверждения:
…Более того, каждая из техник Хакко-рю содержит глубокую истину и направляющий дух, и Хакко-рю была усовершенствована путем объяснения и обучения каждой технике с точки зрения медицины, психологии, религиоведения и механики. Поэтому Хакко-рю гордится тем, что она не требует абсолютно никакого обучения и что любой человек может овладеть её техниками с одного прочтения (Примечание 3).
Таким образом, г-н Окуяма отрицает необходимость отношений между мастером и учеником и многолетних тренировок в традиционном будо и объясняет, что Хакко-рю абсолютно не требует никакого периода обучения. Если это так, то неудивительно, что г-н Ясуда получил свой первый дан за 10 дней, а сэнсэй Нагаминэ получил свой 4-й дан всего после одного семинара. Кстати, в то время высшим рангом в Хакко-рю был 4-й дан. Другими словами, это эквивалентно сегодняшнему 10-му дану в каратэ. Фактически, Уэхара сэнсэй пропустил присвоение данов и сразу же получил звание инструктора.
Тем не менее, отношение г-на Окуямы к тем, кто посещает его семинары, как к своим ученикам, и использование их для рекламы, если среди них были выдающиеся представители других школ, кажется несовместимым с вышесказанным.
Кроме того, в Хакко-рю утверждается, что её методы обучения являются «научными». В отличие от этого, другие боевые искусства «ненаучны». Например, в своём «Путевом дневнике» он пишет: «В отличие от ненаучных, самодовольных, любительских боевых искусств, которые всё ещё хвастаются тем, сколько поколений школы они представляют, или окутаны завесой тайны, таких как тэнгу тобикири но (техника тэнгу, прыгающего вверх и рубящего), мэнкё кайдэн (полная передача) или исин-дэнсин (молчаливое понимание)» (с. 102), «Хакко-рю - это научное боевое искусство самообороны, как я часто писал. Поэтому оно отличается от дзюдзюцу, каратэ, бокса, дзюдо и кэнпо, которые являются просто спортивными» (стр. 108), и «Мы отвергаем все абстрактные тайны секретных искусств, о которых заявляют малозначащие люди, и все ненаучные боевые искусства, которые игнорируют мудрость, утверждая, что необходимы годы практики» (стр. 489).
Кстати, в целом, научные утверждения должны быть проверяемыми. Непроверяемые утверждения - это суеверие и лженаука. Например, в статье должен быть описан не только результат эксперимента, но и условия и методы его проведения, а также должна быть возможность для других ученых провести повторную проверку. Если результат эксперимента может быть воспроизведен в ходе последующего тестирования, то он считается истинным, а если нет, то ложным.
Однако, читая книги г-на Окуямы, я не смог найти никаких экспериментальных результатов или ссылок на источники, подтверждающих утверждение о научности Хакко-рю. Кроме того, в биографии г-на Окуямы нет никаких указаний на то, что он специализировался на какой-либо науке в университете или стал ученым после окончания университета, за исключением того, что он изучал ораторское искусство в некой частной школе под названием «Токийская школа политических наук». Если это так, то господин Окуяма был дилетантом в области науки.
В итоге создается впечатление, что утверждения Окуямы о научности и ненаучности - не более чем риторика, призванная внушить читателю превосходство Хакко-рю и неполноценность других боевых искусств.
Со времени публикации вышеупомянутого «Путевого дневника» прошло 65 лет, а я до сих пор не слышал ни об одном научном методе, который был бы широко признан в академическом сообществе для мгновенного овладения боевыми искусствами и спортом.
Однажды я видел эту историю в телевизионной программе. Вербальная память хранится в головном мозге, а кинестетическая - в мозжечке. Мозжечок хранит воспоминания благодаря повторяющимся движениям различных частей тела.
Именно по этой причине реабилитация эффективна для пациентов с травмами головного мозга. Другими словами, сколько бы рациональных словесных объяснений ни было дано, кинестетическая память не может быть сформирована, если конечности не двигаются постоянно.
Если это так, то долгие годы тренировок, которые отрицает г-н Окуяма, должны быть всё-таки научны. В любом случае, большинство утверждений в книгах Окуямы не имеют источников и не могут быть проверены третьей стороной. Таким образом, эти утверждения являются просто «верованиями» Окуямы, и на основании этих верований были выданы сертификаты на даны и инструктора без какого-либо периода обучения.
Примечание 1: Tō'en Shobō (ed.), Novel Club, July issue, Tō'en Shobō, 1961, p. 23.
Примечание 2: Okuyama Ryūhō, Okuyama Ryūhō's Travel Diary, Hakkō Juku Headquarters, 1958, p. 155.
Примечание 3: Ibid, p. 157.
ИСТОЧНИКИ:
The Second Hakko-ryū Seminar in Okinawa 1
The Second Hakko-ryū Seminar in Okinawa 2
НАЧАЛО: Часть 1 Часть 2