(Цикл утренние молитвы)
Начало по ссылкам: Введение, Предначинательная молитва, Молитва Святому Духу, «Трисвятое», Молитва «Пресвятая Троице», Отче наш, Тропари Троичные, «Приидите, поклонимся», Псалом 50. Часть 1, Часть 2, Часть 3, молитвы Макария Великого: Первая, Вторая, Третья, Четвертая, Молитвы Василия Великого: Первая, Вторая, Молитва ко Пресвятой Богородице, Молитва ко Господу Иисусу Христу, Молитва к Ангелу Хранителю, Молитва ко Пресвятой Богородице, Молитва небесному покровителю, Богородице Дево, радуйся!
Тропарь Кресту. По-другому эту молитву еще называют молитвой за Отечество. Она существует в двух вариантах, и мы последовательно рассмотрим оба.
Итак, текст:
«Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́, и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство».
Начало молитвы вполне понятное. «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́». То есть спаси, Господи, Твоих людей.
«И благослови́ достоя́ние Твое́». Что такое достояние Божие? А это мы. Мы и есть достояние Божие, которое Он стяжал Себе Честною Своею Кровию, на Кресте пригвоздився, и копием прободся.
Да, мы грешные, немощные, слабые, маловерные, неблагочестивые и так далее, но мы Божии. Какими бы убогими мы ни были в духовном отношении, но мы все-таки Божии.
«Побе́ды на сопроти́вныя да́руя». Сопротивныя ― это враги, те, которые напротив, противники. То есть даруй нам победу на наших противников, на наших врагов, врагов внешних. Конечно, речь идет об Отечестве нашем земном.
«И Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство». Эта фраза немножечко запутанная и может ввести людей в некоторое замешательство. По-русски мы сказали бы так: сохраняя Твоим крестом Твое жительство. Жительство ― это жилище или дом. А что является Его домом? Церковь. Церковь ― это мистическое Тело Христа. Мы же причащаемся Кровью и Телом Христовым. Мы и являемся жилищем Божиим. Господь в нас живёт, в Церкви вообще, поэтому Церковь названа домом Божиим, жилищем Божиим. То есть эта молитва о Церкви. Сохраняя Церковь чем? Крестом Твоим.
Для нас Крест не просто орудие казни, пытки, как нас некоторые протестанты обвиняют. Мол, Иисуса Христа распяли на Кресте, а вы этот Крест, на себе носите, его изображаете, его почитаете. Это же орудие пытки! О, какой ужас!
На самом деле здесь всё гораздо сложнее. Бог пришел в мир. В мир, который лежит во зле, пришла Жизнь, пришла Любовь, пришла Святость, пришло Добро. Этот мир начал отвергать Его, выдавливать Его из себя, поэтому и произошло распятие. Мир Его распял. Он не может Его в себе терпеть, потому что мир во зле лежит. Но Господь не просто взошёл на Крест и был распят, Он спас нас на Кресте. Он на Кресте разрушил смерть, потому что смерть приняла в себя Жизнь. Бог есть Жизнь, источник жизни. А смерть Его в себя приняла и, конечно, она упразднена. То есть Господь на Кресте разрушает смерть. Смертию смерть попрал. Он спасает нас на Кресте. Поэтому мы чтим Крест не просто как некое пересечение деревянных перекладин, но чтим всё то, что произошло на Кресте, наше спасение. И мы просим, чтобы Господь сохранил Церковь Свою и всех нас силою Креста Своего.
Другой вариант молитвы. Всё очень похоже, только небольшая вставочка:
«Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
То есть мы видим, что вставляются всего лишь два слова. Победы кому даруй? Православным христианам на противников даруй.
Но мне кажется, что когда мы вставляем сюда эти два слова, то смысл молитвы значительно меняется, потому что если в первом случае мы молимся за Отечество наше, а в нашем Отечестве проживают далеко не только православные христиане, но и представители других религий, и просто атеисты. Мы все живем в этой стране, она для всех наша Родина. И, например, во время Великой Отечественной войны мы все плечом к плечу сражались вместе, невзирая на вероисповедание, национальность. А если мы будем молиться только за то, чтобы Господь даровал победу православным христианам, что будет? А не надо ли молиться за то, чтобы Он даровал победу и мусульманам, которые за нас же сражаются, за себя и за нашу общую Родину? Это немножко странно получается. Это, во-первых.
Во-вторых, а как быть тем православным, которые живут не в России, и Родина которых не Россия, а другая страна? Поэтому, на мой взгляд, и логичнее, и универсальнее эта молитва будет звучать в первом своем варианте, без этих слов: «православным христианом». Получится, что мы помолились: «победы на сопротивныя даруя», то есть мы попросили просто за наше земное Отечество. «И Твое сохраняя Крестом Твоим жительство» ― молимся за Церковь. То есть отдельно и за Отечество помолились наше земное, и за Церковь. Но это мое мнение.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.