Решение России по строительству железнодорожного участка Решат - Астара изменит экономику региона, заявили в "Центре международно-правового сотрудничества ЕАЭС" (ЦМПС ЕАЭС), отметив ведущее участие российской стороны в проекте.
Вице-премьер правительства, курирующий энергетическую отрасль в РФ, Александр Новак сообщил 17 мая, что из 1,6 млрд евро, необходимых для строительства участка, Москва возьмет на себя расходы в объеме 1,3 млрд евро. Он отметил, что реализация проекта сделает коридор "Север - Юг", связывающий Россию с Персидским заливом, автономным логистическим маршрутом.
Дмитрий Стасюлис, директор ЦМПС ЕАЭС, считает, что заключенное между Россией и Ираном соглашение - это не просто упрощение логистики, а весомый вклад в будущее развитие региона. С его слов, Москва и Тегеран соберут в единую транспортную сеть Балтику, Индийский океан и Персидский залив, замкнув транспортное сообщение строительством недостающего железнодорожного участка в Иране
— С точки зрения экономики это не просто выгодно, это открывает большие перспективы для внешней торговли и вывода из-под санкционного давления экспортеров, ограниченных в своих возможностях в силу сложившихся условий. Оценивая перспективу и последствия запуска прямого сообщения между Индией и Россией через Иран и Азербайджан, можно говорить о том, что эта артерия изменит экономику целого континента, — добавил Дмитрий Стасюлис.
Мнение эксперта подтверждает заявление Новака, что коридор "Север - Юг" составит конкуренцию Суэцкому каналу и станет надежным фундаментом для будущих международных проектов.
Председатель Экспертного совета "Центра международно-правового сотрудничества ЕАЭС" Эдуард Буданцев при этом считает, что кроме очевидной экономической перспективы этот проект несет и геополитическую ценность. Он отметил, что заключенное между Ираном и Россией соглашение свободно от давления недружественных государств на фоне демонстрации Западом готовности к крайним мерам ради собственных амбиций. Эксперт напомнил, что две исходные страны коридора "Север - Юг" — Россия и Индия — это страны-участницы объединения БРИКС. Заявку на вступление в организацию подал Иран, а Азербайджан проявляет интерес к БРИКС, но политические разногласия с Индией препятствуют этому. При оценке экономической выгоды от проекта недопонимания между Баку и Нью-Дели могут быть улажены, считает Эдуард Буданцев.
— Многополярный мир строится, как мы видим, в прямом и переносном смыслах. БРИКС, имеющий все предпосылки к тому, чтобы стать новым центром мирового притяжения, получит еще один инструмент влияния в виде свободного от западного присутствия транспортного коридора, — подытожил он.