Найти в Дзене

"Поменьше об Иуде, побольше о любви..." Игумен Силуан (Туманов) о православном богослужении и смысле духовных песнопений

Нужны ли в православном богослужении какие-либо перемены? Пагубный пример обновленчества надолго отбил охоту к церковным реформам. Да и особого запроса от большинства верующих не наблюдается. Куда более активны люди бдительные, чующие любые признаки модернизма, экуменизма и прочих напастей. И всё же какие-то разумные изменения с учётом сегодняшнего дня обсуждаются. Вот что думает об этом игумен Силуан (Туманов) из Санкт-Петербурга. Три мысли на разный лад Подавляющая часть сложившейся церковной гимнографии - это повторение двух-трёх мыслей на разный лад для достижения нужного количества стихир или тропарей канона. Далеко не всё хочется переводить, настолько эти тексты далеки от кротости евангельского повествования.
А ведь события Страстной и Пасхи дают нам массу смыслов. Это христоцентричность жизни, слово о любви и заповедях Божиих, практическое их применение, воспевание аскетического труда не только монахов, но и мирян, женатых священников, дающих пример милосердия и любви.
Но у нас
Оглавление

Нужны ли в православном богослужении какие-либо перемены? Пагубный пример обновленчества надолго отбил охоту к церковным реформам. Да и особого запроса от большинства верующих не наблюдается. Куда более активны люди бдительные, чующие любые признаки модернизма, экуменизма и прочих напастей. И всё же какие-то разумные изменения с учётом сегодняшнего дня обсуждаются. Вот что думает об этом игумен Силуан (Туманов) из Санкт-Петербурга.

Игумен Силуан (Туманов)
Игумен Силуан (Туманов)

Три мысли на разный лад

Подавляющая часть сложившейся церковной гимнографии - это повторение двух-трёх мыслей на разный лад для достижения нужного количества стихир или тропарей канона. Далеко не всё хочется переводить, настолько эти тексты далеки от кротости евангельского повествования.
А ведь события Страстной и Пасхи дают нам массу смыслов. Это христоцентричность жизни, слово о любви и заповедях Божиих, практическое их применение, воспевание аскетического труда не только монахов, но и мирян, женатых священников, дающих пример милосердия и любви.
Но у нас по-прежнему: «О проклятый Иуда!», «О проклятые иудеи!», «О проклятая смоковница!»

Отречение от мира

Лейтмотив минейных памятей - за редким исключением - один: святой отрёкся от мiра, ушёл в труднодоступные места, пóтом и слезами возделывал землю, чтобы вырастить скудный урожай, строго постился, непрестанно молился, клал поклоны, стремился избавиться от своих страстей...
Это и называется «Христово Евангелие исполнил». И что тут назидательного для остальных 99 процентов христиан, живущих в мiру и заведомо не готовых к такому образу жизни?
А вот про любовь к ближнему и соблюдение заповедей - почти ни слова.

Полезное и не очень

Люди не спешат посещать богослужения, потому что богослужение не отражает их религиозных чувств. Не откликается душа на "иже" и "паки", которые с пулемётной скоростью несутся с клироса в неуклюжую акустику храма.
С одной стороны, это может быть простой каприз, потому что мало ли какие чувства у человека, насмотревшегося Тарковского и начитавшегося Достоевского? Богослужение обязано соответствовать вере Церкви, причём не национальной, но всемирной.
Но с другой стороны, Церкви стоит прислушиваться к чувствам своих прихожан, и не отмахиваться от них совсем, отделять полезное от неполезного. Нельзя столетиями в Великий Четверг петь только про окаянного и проклятого Иуду, практически игнорируя Евхаристическое богословие и значение умовения ног ученикам, о чём еле слышно говорится в нескольких текстах.

Смысл песнопений

В первом тысячелетии было просто. Захотели подчеркнуть что-то - написали новый канон, новые стихиры и вложили в них нужные смыслы. Но сейчас практически все убеждены, что текст богослужения трогать нельзя, все нужные смыслы уже высказаны, и наша задача - лишь прилежно повторять их из года в год.
Но это не так хотя бы потому, что это не Евангелие. Это наши рефлексии на Евангелие, а они меняются постоянно не только в жизни одного человека, но и в разные эпохи. И есть смысл хотя бы часть песнопений, которые к тому же постоянно повторяются из одной службы в другую, заменить на актуальные. Озвучить то, что и так давно уже говорят в проповедях талантливые проповедники.

Ракушки и водоросли

Чем больше изучаешь историю богослужения, тем больше понимаешь, как далеко современное его состояние отошло от первоначального замысла. Стройности и изящества корпуса корабля практически не видно под налипшими на него за века ракушками и водорослями…
Нет, конечно, речь идёт не о благодатной его части. Мы несомненно входим в общение с Господом Иисусом Христом, и молитвы наши несомненно действенные. Но в подавляющем большинстве форм и деталей это уже совсем не то, чем вдохновлялись христиане в течение веков. А неумелые изменения в ненужном направлении только усиливают этот разрыв, наподобие попыток «привести служебник в соответствие с современной практикой». Так что ждём умелых.