Найти в Дзене
Bittelstein

Дилетантские очерки о русской философии.

https://politconservatism.ru/interview/popytayus-legitimizirovat-mamardashvili-i-lenina-v-spiske-konservativnyh-filosofskih-predpochtenij
https://politconservatism.ru/interview/popytayus-legitimizirovat-mamardashvili-i-lenina-v-spiske-konservativnyh-filosofskih-predpochtenij

Надо сразу указать на тот факт, что я ни в коем случае не причисляю себя к современной академической философии. Не хочу вводить вас в заблуждение, поэтому сразу хочу обозначить, что не могу обещать вам последовательного и логичного изложения своих мыслей, которое соответствует каким-либо установившимся правилам и аксиомам.

Сразу отмечу, что разум мой наполнен пустотой, и это необходимо исправить. Ради этой цели я решил поставить над собой эксперимент и направить свои изыскания в область русской философской мысли. В данном эссе вы прочитаете мои дилетантские соображения о том, что представляет из себя русская философия, как культурный феномен. Должен сразу сказать, что велика вероятность не найти истинных или хотя бы корректных соображений, читая мои тексты. Хотя истина и корректность в определённой мере относительны и едва ли применимы в контексте изучения философских идей. В дальнейшем я буду углубляться в тематику, которую по касательной затрону в данной статье. Возможно, мои поиски заведут меня в совсем неожиданные области. Пока же мой план заключается в том, что я буду анализировать тексты людей, которые в какой-либо мере относятся к русской философской мысли. В первой же своей статье я хочу определить для себя, что нужно относить к русской философской мысли, а что нет.

Первый признак русского философского текста, на первый взгляд, очевиден. Данный текст должен быть написан на русском языке и желательно человеком, который родился или жил на территории, входящую в сферу русского культурного пространства. Речь идёт о специфическом социально-культурном пространстве, связанном с определённой этно-национальной средой. Однако на этом же этапе мы подмечаем множество исключений. Были иностранцы, которые внесли непосильный вклад в русскую философскую традицию, такие как Максим Грек, а также были представители русского зарубежья, которые определённую часть своих работ писали на иностранных языках, такие как Николай Бердяев. Можно вспомнить, что Иммануил Кант определённую часть своей жизни жил на территории Российской Империи, но ни у кого язык не повернётся назвать его представителем русской философии. Так что даже самые очевидные и простые способы демаркации русской философской традиции могут давать сбой. Лично я не вижу смысла проводить тут чёткие границы. Как я уже отмечал, никакой претензии на научность или объективность в данном цикле статей точно не будет, так что я даю себе право выбрать тех мыслителей для своих изысканий, которых посчитаю нужным, опираясь на то, причислял ли хоть кто-то этого деятеля к русской философии.

Теперь же рассмотрим более сложный вопрос. Что есть русская философия? Есть множество различных представлений о том, чем она является. В основном это зависит от того, как мы историю философии. Есть две основные концепции:

1. Философия, как культурное явление было распространена только в античном мире, а потом перетекла в западноевропейскую культуру, где приобрела отчётливые черты. Таким образом, вырисовывается достаточно осмысленная и последовательная структура преемственности философского знания с определёнными течениями и направлениями, которые укладываются в единый культурный дискурс. Однако в этом случае к русской философской традиции можно причислить достаточно ограниченное количество русских деятелей, которые склонялись к европоцентризму. Или же можно вовсе не относить русскую мысль к философии. Я вовсе не считаю, что такое восприятие может хоть как-то обесценить труды деятелей, которых мы к русской философии относим. Это не более чем вопрос дефиниции.

2. Философия приобретала различные формы по всему миру и на востоке сформировалась альтернативная структура философского познания. Строго говоря, в данной интерпретации к философии можно отнести любое знание, которое нельзя отнести к религиозной или научной традиции. Под этот критерий попадает огромное множество разнообразных идей.

https://dzen.ru/a/XgLozHTxvACu6fvh
https://dzen.ru/a/XgLozHTxvACu6fvh

Обе концепции имеют свои проблемы, которые мы затронем в будущем, однако сейчас я для большего удобства причислю себя ко второму лагерю. Такое представление о философии даёт большее количество инструментов для исследования культурных традиций. Должен отметить, что такое восприятие истории философии может считаться недостаточно последовательным и логичным. Однако я отмечал, что задачи проявить какую-либо последовательность и логичность я перед собой не ставлю.

Таким образом, я буду с дилетантской позиции анализировать труды тех деятелей, которых так или иначе относят к русской философской традиции. Для этого я буду читать их тексты и предоставлять публике свои соображения по поводу мыслей, которые я в этих текстах смогу вычленить.

Если на данную статью найдётся хоть какой-нибудь читатель, я буду рад услышать критику и мнение. Ради этого и выкладываю статью в открытый доступ.

Следующая статья будет посвящена такому сборнику философских работ, как «Вехи». В нём представлены работы видных деятелей русской философской традиции. Надеюсь, он поможет мне найти вектор для моих последующих изысканий.