Продолжаю историю о вечной любви к музе и дружбе с ней для творческих личностей, занятых в области визуальных искусств. Это вторая часть публикации, первую вы найдёте в этом же блоге по ссылке: «Вдохновение по требованию - Часть 1».
Есть два известных и эффективных метода поиска новых и оригинальных идей, которые уже придуманы, опробованы и изучены во всех деталях. Начнём с мозгового штурма. В Википедии описание «Метода мозгового штурма» изложено достаточно подробно — предлагаю ознакомиться. Здесь же мы направим фокус внимания на то, как художнику или дизайнеру применять метод на практике самостоятельно. В чём особенность? В классическом виде метод мозгового штурма придуман для групповой, коллективной работы. Рекомендуемое количество участников — от 4 до 8, максимум до 12 человек. Если придумывать идеи приходится самому, без помощи коллег, то в этом может быть проблема.
Как же пользоваться методом мозгового штурма «сольно»? Об этом уже позаботился в своё время один очень творческий человек — знаменитый Уолт Дисней. Не то чтобы он хотел адаптировать мозговой штурм для индивидуальной работы — великий мультипликатор пришёл к своим принципам просто занимаясь любимым делом. А вот систематизировал их и оформил в осмысленную методику другой творческий человек в области НЛП (нейролингвистического программирования), — Роберт Дилтс, изучив жизнь Уолта Диснея. В историю стратегия креативного подхода к работе вошла вместе с именем «родного» автора под названием «творческий метод Уолта Диснея». С методом мозгового штурма у них много общего — порядок организации мышления, по сути, один и тот же. Разберёмся в этом, рассмотрев таблицу:
Единственное отличие творческих техник в том, что третья фаза метода Уолта Диснея делится ещё на две важные и последовательные: сначала каждую идею рассматривает «Реалист», пытаясь представить, каким образом она может быть воплощена в жизнь, а затем уже «Критик» ищет в результатах слабые места.
И одна и другая схемы могут использоваться как в группе, так и при индивидуальном подходе. Но в методе Уолта Диснея есть нюанс, позволяющий применять технику более эффективно. (Хотя, никто не запрещает перенести этот нюанс в мозговой штурм. В конце концов, не так важно название, как сама суть методик). И вы это могли заметить — фазы метода Уолта Диснея разделяются строго по ролям. А роли это ни что иное как психологические установки, которые делают серьёзный подход к решению задачи интересной игрой. Нужно всего-то представить себя сначала «Нейтральным наблюдателем», а затем «вспомнить детство» и войти в роль «Мечтателя». После мы меняем внутреннее состояние на повзрослевшего «Реалиста» и, следом же, - на «Критика» в виде родителя. А в конце снова погружаемся в спокойное и рациональное состояния. Что это может напоминать? Правильно: это — «театр одного актёра» — чистое творчество!
Рассмотрим техники детально. Начнём с метода мозгового штурма, а следующей техникой будет метод Уолта Диснея. Заметьте, что в дополнение к синонимам техник я добавил их аналоги.
Описание техники мозгового штурма
название: «метод мозгового штурма»;
синонимы: «мозговая атака», «экспертный метод поиска идей», «эвристический алгоритм»;
аналоги: «метод Уолта Диснея», «шляпы Эдварда де Боно», «метод синектики»;
положенный в основу принцип: систематизированный поиск решения на основе знаний и опыта нескольких экспертов;
достоинства: эффективен для поиска оригинальных идей;
недостатки: для продуктивной работы требуется группа экспертов более 3 человек;
классический пример: передача «Что? Где? Когда?» — наглядная демонстрация использования метода мозгового штурма в действии; другой пример — техника пользуется спросом в рекламном бизнесе, откуда она родом (изобретателем мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O), поэтому, любая известная реклама с большой долей вероятности может быть примером использования техники;
применение: в силу своей специфики, техника подходит для случаев, где предполагается большое количество вариантов решения и есть возможность коллективной постановки задач, причём ставка делается на экспертные мнения участников;
комментарий: для коллектива менее 4 человек либо индивидуально метод явно не подходит для решения задач в области графического дизайна; в подобных случаях есть смысл использовать метод Уолта Диснея.
Описание техники Уолта Диснея
название: «метод Уолта Диснея»;
синонимы: «стратегическая модель НЛП», «эвристический алгоритм»;
аналоги: «метод мозгового штурма», «шляпы Эдварда де Боно», «метод синектики»;
положенный в основу принцип: систематизированный ролевой поиск решения на основе знаний и опыта одного или нескольких экспертов;
достоинства: эффективен для поиска оригинальных идей;
недостатки: практикующие его индивидуально или в группе должны быть экспертами в своей области;
классический пример: создание мультфильма «Спящая красавица» («Sleeping Beauty», я взял его в качестве примера, т. к. мультфильм был самым кассовым в прокате в отличие от всех предыдущих, сделанных при жизни Уолта Диснея);
применение: техника подходит как для коллективной, так и для индивидуальной работы;
комментарий: для овладения техникой обязательно наличие воображения и очень желательна природная артистичность, так как без подобных способностей трудно представить себя в разных образах «мечтателя», «реалиста» и «критика» для плодотворной работы с идеями; сольное применение техники проигрывает перед групповым использованием: коллектив экспертов способен на большее количество качественных идей, да и разделение по ролям может быть естественным (по «призванию»).
(Авторский материал - написан без использования ИИ или «нейросетей»)
«Бонусом» к публикации предлагаю видео-лекцию с Youtube-канала «ПостНаука» о мозговом штурме от кандидата психологических наук НИУ ВШЭ Сергея Яголковского:
В следующей третьей части я предложу свой взгляд на то, как пользоваться всеми озвученными выше знаниями на практике. Вы можете оценить публикацию и выразить своё отношение к творческим техникам в комментариях. Спасибо.