Сегодня в очередной раз прочитал спор об Иване Грозном, в котором аргументы не меняются столетия.
Вы его наверняка слышали, он звучит так:
— Иван Грозный — плохой правитель. Он убивал людей. Он сошёл с ума. Устроил массовые репрессии. Разорял собственные города.
— Нет Иван Грозный был вполне в духе своего времени! Вот, смотрите, во Франции религиозные войны, в Швеции король разоряет города за неуплату налогов, а в Германии что с крестьянами творят...
И мне кажется такая постановка аргументации несколько убогой... Давайте, чтобы продемонстрировать это, заменим отрицательную характеристику на положительную, будет наглядно:
— Иван Грозный — хороший правитель. Он ликвидировал остатки раздробленности, завоевал Казань, выдержал удар крымских татар, отстоял независимость государств.
— Нет, Иван Грозный был вполне в духе своего времени! Вот, смотрите, во Франции король построил гораздо более централизованное государство, в Испании король и королева вообще арабов из полуострова изгнали, а турецкие султаны вообще половину мира завоевали.
Тут проблема видна наглядно. Контраргумент никак не противоречит изначальному аргументу, а лишь придаёт объём и контекст оценке. Это неплохо, но по факту звучит так:
— Иван Грозный был (характеристика)
— Да, но не только он...
Мне трудно представить, чтобы современные шведы в ответ на тезис: "Кристиан II устроил в Стокгольме кровавую баню" выдали что-то типа: "А вот Иван Грозный Новгород в крови утопил". Просто кажется, что это как-то невероятно глупо (хотя не удивлюсь, что там тоже подобное встречается. Глупых людей везде хватает. У французов вот по Наполеону вот примерно такой дискурс)
Это всё к чему? Нет никаких проблем в том, чтобы осудить человека прошлого за людоедство, уточняя, что есть смягчающие обстоятельства всеобъемлющего людоедства.
Есть такие ребята, например, лютеране. По названию можете понять, что Мартин Лютер для них важнейшая фигура. Вот только есть нюанс... Лютер был ярым антисемитом, а ещё призывал утопить крестьянские восстания в крови. И Лютеранская церковь (их конференция) в конце двадцатого века, пусть и не без труда, но осудила воззрения важнейшего для их религии персонажа.
Мир от этого не рухнет.
Автор - Александр Штефанов