Найти тему
Подшипник.ру

Подшипники без смазки - как такое возможно?

Мы привыкли к тому, что для долгой работы подшипникам просто необходима смазка! Она создает между поверхностями качения тонкий жидкий слой, который снижает трение и препятствует контакту металла с металлом. В открытых подшипниках консистентную смазку закладывают вручную с помощью смазочного пистолета или через автоматический лубрикатор.

Смазочный пистолет
Смазочный пистолет

В закрытых подшипниках смазка закладывается еще на заводе и ее хватает на весь срок службы подшипника. Но если подшипник по какой-то причине остается без смазки – это приводит к большим проблемам: перегреву, быстрому износу, заклиниванию и в конечном итоге - выходу из строя. Однако есть несколько категорий подшипников, которые отлично работают без смазки.

Первая категория – это подшипники, которые используются на сверхчистых производствах, где даже минимальное присутствие посторонних веществ недопустимо. Например, в фармацевтике или на заводах по выпуску полупроводниковых чипов.

Для таких задач выпускают керамические или гибридные подшипники, в которых тела качения выполнены из особо твердой и очень гладкой керамики.

Керамические или гибридные подшипники,
Керамические или гибридные подшипники,

Другая категория – сферические подшипники скольжения, которые вращаются очень медленно - не более 1-2 оборотов в секунду или совершают колебательные движения. Для таких подшипников достаточно антифрикционного слоя из твердого, но скользкого материала. Например, сферический подшипник скольжения от Schaeffler не нуждается в смазке, так как имеет на внутренней поверхности наружного кольца запатентованный антифрикционный слой ELGOGLIDE, который состоит из тефлона со сложной структурой.

Антифрикционный слой ELGOGLIDE
Антифрикционный слой ELGOGLIDE

Еще один случай, когда подшипникам приходится работать без смазки – в высокотемпературном оборудовании, например, в хлебопекарных печах, в коптильных камерах или на обжиге кирпича. Здесь применяются особые высокотемпературные подшипники с увеличенным тепловым зазором. В зависимости от исполнения, они могут работать при температурах до четырехсот градусов!

Подшипник для высокотемпературных применений
Подшипник для высокотемпературных применений

Разумеется, никакие жидкие смазки таких условий не выдерживают, разлагаются и обугливаются! Даже сухая графитовая смазка горит ярким и жарким пламенем. Но всё-таки даже в таких адских условиях есть способ снизить трение - использовать порошок дисульфида молибдена.

Он буквально прилипает к металлическими поверхностям и образует тончайший скользкий слой, снижая трение даже при температуре 500 градусов.

Остались вопросы про подшипники, которым не нужна смазка – обращайтесь за консультациями к специалистам Подшипник.ру!

Подписывайтесь на наш youtube канал

Подписывайте на наш канал, чтобы знать всё о современных подшипниках.

Подшипник.ру является экспертом в области подшипников и сервиса. А также авторизованным дистрибьютор ведущих мировых марок подшипников.