Найти в Дзене
Секреты Старого Китая

Что такое традиционное ушу, какие его наиважнейшие составляющие и причем тут немецкая армия?

Давний и постоянный подписчик озадачил казалось бы простым вопросом:

Перечислите самые наиважнейшие составляющие традиционного ушу.

Казалось бы вопрос предельно простой. Все знают ответ: таолу плюс цигун и парные наработки.

Однако я бы сперва определимся с терминами. И самый сложный - это традиционное ушу.

Какое ушу считать традиционным?

Сколько непрерывных поколений должно быть в такой Традиции?

Три, пять, больше?...

По факту сейчас уже не менее пяти поколений будет даже занимавшихся в рамках физкультурного ушу, продвигавшегося после Синьхайской революции как часть общей образовательной системы.

Напомню, что еще в апреле 1915 года на первом заседании Национальной ассоциации образования в Тяньцзине была принята резолюция:

Каждая школа должна добавить в программу образования китайские боевые искусства.

Тут как раз интересно выяснить, а что и как они изучали, что использовали в качестве методической основы.

Здесь надо вспомнить одного китайского выпускника артиллерийского отделения Бэйянского военного училище (北洋武備学堂 Beiyang wybei xuetang). Было такое учебное заведение в городе Тяньцзинь для профессиональных военных, его организовали в рамках проведения Цинской политики самоусиления. Готовили там военных по немецкому образцу приглашенные западные военные специалисты. Кроме того, и самих китайцев отправляли в Германию, чтобы там из них сделали толковых педагогов. Одним из выпускников был некто Ма Лян.

Ма Лян (马良 Mǎ Liáng, 1875-1947) был по национальности хуэй и с раннего детства занимался борьбой у знаменитого Пин Цзинъи в Баодине в течении десяти лет.
Ма Лян (马良 Mǎ Liáng, 1875-1947) был по национальности хуэй и с раннего детства занимался борьбой у знаменитого Пин Цзинъи в Баодине в течении десяти лет.

После выпуска в 1912 году он служил командиром девятой бригады под командованием Цзинь Юнпэна, командира пятой дивизии Центральной армии, но в 1916 году был переведен в качестве армейского представителя в Цзинань, столицу провинции Шаньдун.

В феврале 1917 года там он основал первую государственную школу боевых искусств в Китае - Шаньдунский институт ушу, готовя костяк инструкторов и учителей для армии. В школу набирали выпускников начальной школы 18-25 лет на двухлетнюю программу обучения. Чтобы способствовать развитию боевых искусств, Ма Лян начал активно реформировать традиционные боевые искусства.

В первую очередь, чтобы сделать боевые искусства подходящими для групповых тренировок.

Он пригласил некоторых известных отечественных экспертов по боевым искусствам не только для преподавания там, но и для составления специального методического пособия - «Нового китайского ушу», отбирая наиболее простое и легкое в освоении из Старого ушу.

Одним из наиболее интересных его соавторов был мастер мусульманского кулачного стиля чацюань Ян Хунсю (杨鸿修, 1864—1944, по прозвищу "быстрый кулак Ян". Именно у него учился мусульманин Ван Цзыпин, история которого легла в основу сюжета фильма "Яростный кулак" с Брюсом Ли.
Одним из наиболее интересных его соавторов был мастер мусульманского кулачного стиля чацюань Ян Хунсю (杨鸿修, 1864—1944, по прозвищу "быстрый кулак Ян". Именно у него учился мусульманин Ван Цзыпин, история которого легла в основу сюжета фильма "Яростный кулак" с Брюсом Ли.

Ма Лян и его армейские коллеги, вероятно из немецкой военной физподготовки [есть и иные точки зрения о источнике заимствования, но об этом в другой статье], позаимствовал не типичный для Старого ушу, но важный методический подход своей Новой системы:

разбивать движения на логические элементы, выполняемые на счет или по команде.

Основой был принцип пошагового обучения. Тут произошел отход от типичного для китайцев холического восприятия - к европейскому аналитическому разбиению на элементы. И лучше всего это стало заметно в практике формальных комплексов-таолу, когда их тренировали в группе.

Затем это явление распространилось практически по всей стране.

Благодаря цифровизации китайских архивов «Новые китайские боевые искусства» вполне доступны для современных исследователей. Книга Ма Ляна содержала четыре дисциплины: «Рукопашная техника руками и ногами», «Шоуцзяо» ( т.е. борьба), «Техника фехтования шестом» и «Техника фехтования мечем-дао».
Благодаря цифровизации китайских архивов «Новые китайские боевые искусства» вполне доступны для современных исследователей. Книга Ма Ляна содержала четыре дисциплины: «Рукопашная техника руками и ногами», «Шоуцзяо» ( т.е. борьба), «Техника фехтования шестом» и «Техника фехтования мечем-дао».

Он изо всех сил старался продвигать «Новые китайские боевые искусства» под лозунгом

强种强国 Qiáng zhǒng qiángguó,

чтобы «укрепить страну и сделать государство могущественным».

В 1916 году Министерство образования отправило людей в его школу города Цзинань для изучения «Новых китайских боевых искусств». По итогам Министерство образования утвердило учебники по ушу на базе книги Ма Ляна.

-5

В 1917 году заместитель министра образования по военным вопросам и директор полицейского департамента страны постановили, что военные и полицейские должны учиться программе «Новые китайские боевые искусства».

В том же году Национальная конференция директоров средних школ и правительственный конгресс в Бэйяне приняли резолюцию, в которой говорилось:

«Новые китайские боевые искусства» являются официальной гимнастикой национального сообщества

После официальной публикации в 1918 году оно было определено как обязательный навык для национальных вооруженных сил и полиции и затем продвигалось в средних школах по всей стране в качестве основного учебного материала.

Затем в 1927 году открылся знаменитый Центральный институт изучения национальных искусств в Нанкине, где по приглашению ректора Чжан Чжицзяна Ма Лян занимал должность директора отдела по академическим вопросам, а также отвечал за обучение борьбе.

Кстати, согласно материалам, опубликованным Министерством образования в марте 1934 года, обычно занятия по ушу занимали те же самые два часа в неделю, как и у наших секций сейчас.

«Новые китайские боевые искусства» активно продвигал технику фехтования шестом, которую сейчас можно встретить как часть изначально традиционного составляющего некоторых традиционных школ ушу. Сам Ма Лян пишет: «Шест - прародитель всех искусств, и она необходима для выживания мужчин и женщин в наше время».
«Новые китайские боевые искусства» активно продвигал технику фехтования шестом, которую сейчас можно встретить как часть изначально традиционного составляющего некоторых традиционных школ ушу. Сам Ма Лян пишет: «Шест - прародитель всех искусств, и она необходима для выживания мужчин и женщин в наше время».

Однако в то время было много мастеров боевых искусств, которые выступали категорически против этого

«Новые китайские боевые искусства» сочетает в себе схему упражнений военной гимнастики, механически выбирает определенные движения из традиционных боевых искусств и добавляет много лишнего содержания в процессе тренировки. [«Новые китайские боевые искусства»]Жесткие и тупые. В то же время имеет лишь форму и совершенно не отражает сути традиционных боевых искусств, полностью утратив их первоначальный смысл.

Но активная поддержка правительством и его активная работа сделало боевые искусства популярными в школах и армии и внесло большой вклад в последующую трансформацию боевых искусств. Под его влиянием и мощной государственной поддержкой одна за другой открывались школы боевых искусств, обучающие большое количество простых жителей, выискивая среди них таланты в боевых искусствах.

Если вернуться к теме заданного вопроса, то Ма Лян определял составляющие обучения согласно целям - для чего это обучение. В его подходе было разделение на две программы: прикладная - для военных и полиции, и физкультурная - для гражданских. Упрощенно говоря, даже изучая выше приведенный комплекс с шестом, можно (и нужно) делать разные акценты. В зависимости от того, как, когда и при каких обстоятельствах это знание будет использоваться.

С этим проявлением такого разделения в современном ушу многие сталкивались: даже если наставник и знает практическое применение приёмов из таолу, но обычно не знает рабочую методику - как это отрабатывать в парах и на снарядах...

Как видите, вопрос - очень непростой, ибо Цель определяет средства её достижения.

О составляющих Старого ушу мы поговорим на семинаре в Минске 20 мая.

На семинаре рассмотрим:

  • Основные направления танланцюань в Китае, их различия и т.д.
  • Основные разделы теории и практики.
  • Особенности стилевой "внешней" и "внутренней" работы и изменения, происходившие под влиянием общекитайских тенденций в ушу периода правления династии Цин. Практические примеры.
  • Парные методы как сущностная основа стиля. Практические наработки на примере разных школ стиля.
  • Динамика изменения формальных комплексов таолу на примерах разных линий передачи Традиции.

Всем хороших тренировок!

Дм. Моисеев, СПб - 2023