"Наконец-то меня осенило. Неважно, спела она правильную ноту или неправильную, потому что она спела 25 000 неправильных нот. Она излила свое сердце...".
Рэй Эллис
Спустя почти сорок лет после записи "Lady in Satin" Рэй Эллис вспоминал следующее: "3 января 1958 года мне позвонил руководитель звукозаписывающей компании Ирвинг Таунсенд и спросил, свободны ли у меня 18, 19 и 20 февраля. На мой ответ "да" он сказал: "Отлично! Билли Холидей в моем офисе, и она хочет, чтобы вы написали аранжировки для альбома, который она собирается записывать". Я был ошеломлен. Очевидно, она слышала мой недавний альбом под названием "Эллис в стране чудес". Мы назначили встречу на следующую неделю, чтобы подобрать материал и разработать концепцию. Тогда меня не осенило, но почти каждое название, которое она выбрала, было историей ее жизни, безответной любовью". Результаты этих трех сессий стали последним большим хитом Билли и ее предпоследним студийным альбомом. (Хотя ее самый последний LP был записан с Рэем Эллисом в начале следующего года, он так и не достиг высот ее предыдущего альбома). Большинство поклонников джаза сейчас считают "Lady in Satin" последним великим усилием Холидей, да и сама она любила этот альбом. Правда, ее голос после жизни, проведенной в самобичевании, был уже не таким, как на ее ранних записях 1930-х годов. Однако ее экспрессивность осталась с ней до конца, и этот альбом, кажется, демонстрирует ее обнажение души, как никогда раньше.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ 1958 ГОДА: LADY IN SATIN
"Я должна спеть с Рэем Эллисом", - сказала Леди, - "Я хочу этот альбом больше всего на свете, и я хочу, чтобы он был хорошим". Она часто слышала работы Рэя, особенно его первый альбом "Ellis in Wonderland", и лучше, чем кто-либо другой, знала, что он будет хорош для нее. Ведь в аранжировках Рэя есть изящество и вдохновение, которые могут заставить певицу выглядеть лучше всех, и Леди знала это. Использование струнных и голоса, дополненное джазовыми соло то тут, то там, является новой декорацией для этой великой джазовой певицы. Эти два звука никогда не встречались раньше.
SIDE A:
- I’M A FOOL TO WANT YOU (Wolf-Herron-Sinatra) 3:25
- FOR HEAVEN'S SAKE (Edwards-Bretton-Meyer) 3:29
- YOU DON'T KNOW WHAT LOVE IS (DePaul-Raye) 3:51
- I GET ALONG WITHOUT YOU VERY WELL (Heagy Carmichael) 3:01
- FOR ALL WE KNOW (Coots-Lewis) 2:55
- VIOLETS FOR YOUR FURS (Adair-Dennis) 3:26
Эти поразительные выступления многое говорят об особом таланте Билли Холидей. Во-первых, это записи артистки, которая выпускала пластинки двадцать лет назад (Леди Дэй) и которая пела со всеми великими джазменами. Зрелость, которую это подразумевает, можно услышать, делая слова и фразы более осмысленными, а мелодии знакомых песен - неожиданно новыми. А поскольку Леди Дэй решила написать свою автобиографию, нынешний бестселлер, который она назвала "Леди поет блюз", большинство из нас знает, что скрывается за голосом. Мало кто из певиц так много страдал, платил такие пени за карьеру, имел так мало приятных воспоминаний о славе, как она. Поскольку мы знаем ее так хорошо, мы находим в ее песнях более личный смысл. Так легко поверить в то, о чем она поет. Один из важных вопросов, который зададут слушатели, впервые познакомившиеся с записями Леди, это: Это джаз? И ответ должен быть таким: Да. Это джаз, потому что Билли Холидей поет джаз, независимо от аккомпанемента, независимо от песни. Трудно назвать более полудюжины джазовых певиц в истории этого искусства, но она - одна из них, и вы можете узнать это, просто прослушав эти одиннадцать выступлений. Фразировка, изобретательные уходы от написанной мелодии, звучание ее голоса - все это истинно джазовое. Переодевание в струнные инструменты не меняет ее стиль, а лишь подчеркивает его.
Наше знакомство с пронзительной историей Леди и тот факт, что ей нравятся песни, которые так хорошо подходят к грусти, должны быть компенсированы взглядом в ее будущее. Сейчас она готова к длительному европейскому турне. Она востребована везде, где играют джаз, и все в ее настоящем указывает на более счастливое и успешное будущее. И если вы увидите ее, стройную и красивую в новом гламурном гардеробе, вам трудно будет поверить, что беда так долго преследовала ее.
SIDE B:
- YOU'VE CHANGED (Carey-Fisher) 3:20
- IT’S EASY TO REMEMBER (Rodgers-Hart) 4:03
- BUT BEAUTIFUL (Burke-Van Heusea) 4:32
- GLAD TO BE UNHAPPY (Rodgers-Hart) 4:09
- PLL BE AROUND (A. Wilder) 3:26
- THE END OF A LOVE AFFAIR (E. Redding) 4:48
Песни, которые она выбрала для этого важного альбома, все новые для нее. Она сама этого хотела, потому что новая обстановка требовала перемен. Но это те песни, которые вы хотели услышать в ее исполнении, и те, которые она любит петь. И Рэй Эллис включил в большинство из них нотки инструментального джаза, чтобы дополнить вокал. В песнях "I'm a Fool to Want You", "It's Easy to Remember" и "The End of a Love Affair" солирует тромбон Урби Грина. В песнях "You Don't Know What Love Is" и "But Beautiful" солирует трубач Мэл Дэвис. А в песнях "I Get Along Without You Very Well", "Violets for Your Furs", "You've Changed" и "Glad to Be Unhappy" соло на тромбоне исполняет Джей Джей Джонсон, которого Билли знал большую часть своей жизни. Наконец, несколько слов о Рэе Эллисе. Конечно, это редкая лесть - быть выбранным, фактически востребованным, Леди Дэй для этого альбома, ведь Рэй - молодой аранжировщик, чье творчество только начинает становиться известным. Недавно вышел его второй альбом (Let's Get Away From It All), и он на пути к успеху в самых разных областях музыки. То, что он записал этот альбом с Lady Day, говорит о том, что многие музыканты уже имеют мнение о его таланте.
Так что сложная идея записи была предпринята, потому что Леди этого очень хотела. Это тем более приятно, что теперь, после завершения работы, она считает этот альбом лучшим из всех, которые она когда-либо создавала.
Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!