Найти в Дзене
Мария Балиоз

5/8 – создание структуры программы (ч. 2)

Оглавление

Здесь я продолжаю делиться алгоритмом создания корпоративных образовательных программ и это вторая часть описания шага "Создание структуры программы".

В части один мы прошли следующие задачи:

  1. Создание главного посыла
  2. Создание перечня ключевых поведений

Итак, в этой статье мы обсудим 3-6 задачи этого шага, поехали!

3. Создание и описание блоков программы

Только не старайтесь забежать вперёд и сразу выстроить последовательность и логику программы. Здесь вам важно выделить и описать блоки, из которых будет строиться программа. Вооружитесь результатами ваших трудов над точкой Б, выделите основные смысловые блоки, которые будут в программе, опишите их. Сделать это можно в табличном варианте (смотрите пример в шаблоне, вкладка "9. Структура программы".

Блоков может быть и два, если программа короткая или точечная, или до 7–8, если вы разрабатываете большую программу. После того как вы выделили и описали все блоки, сделайте проверку:

  • насколько вы учли всё, что было отражено в точке Б;
  • насколько вы учли главный посыл и ключевые поведения.

При необходимости скорректируйте или дополните.

4. Создание содержания блоков

Теперь последовательно берите блоки и спускайтесь ещё на уровень ниже. Здесь вам необходимо каждый блок разбить на составляющие элементы, условные "уроки". Условные, потому что вы ещё не думаете о форматах, которые будете использовать, и не загоняете себя в рамки «у нас в компании так всегда делается». Я предлагаю использовать вместо слова «урок» обезличенное название «контентная единица». Итак, вы разбиваете блоки на контентные единицы и к каждой из них прописываете ожидаемый результат, то есть то, что пользователь должен знать, уметь, демонстрировать и к чему стремиться. В HR-кругах иногда принято называть это «учебными целями». Если вам так удобнее, используйте это название. Ваша таблица должна выглядеть примерно следующим образом:

Пример таблицы
Пример таблицы

Здесь вам потребуется немало творческих сил. При необходимости можете привлекать для решения точечных вопросов вашего руководителя или экспертов. Вы, как методолог, не должны разбираться детально в каждой теме, которую зашиваете в программу, ведь вы работаете на уровне смысла, содержания и ожидаемого результата. И главный помощник в этом – ваше логическое мышление.

5. Проверка ожидаемого результата контентных единиц на соответствие

В первую очередь проверьте контентные единицы на соответствие ожидаемому результату точки Б. В этом деле помогает старое доброе проставление галочек по списку. Важно ничего не упустить.

Во вторую очередь проверьте получившийся результат на соответствие главному посылу и ключевым поведением. Что опять? Да и так будет повторяться ещё несколько раз по мере проектирования программы. Высоко интеллектуальные и творческие задачи будут чередоваться с занудными (как я люблю их называть), но, тем не менее, не менее важными. Работа методолога над корпоративной программой соединяет в себе сильное образное и системное мышление, внимание к деталям и логику. Такие качества, развитые на высоком уровне, довольно редко встречаются в одном человеке. Поэтому не стесняйтесь привлекать коллег и в сотворчестве работать над программой. Ну а если вы такой человек, вам здорово повезло, эти качества сделают вас звёздным методологом.

6. Анализ получившейся структуры программы

На этом этапе, после того как основная часть работы этого шага сделана, вам нужно немного передохнуть. Дайте себе время, отвлекитесь на другие задачи и возвращайтесь лишь со свежей головой. Замыленный взгляд в нашей профессии сродни непрофессионализму.

После перерыва посмотрите внимательно на структуру программы и перечитайте всё, что вы написали. По итогу прочтения:

  • у вас будет возникать образ программы. Записывайте в блокнот всплывающие идеи, форматы и всё, что приходит в голову;
  • у вас может сложиться впечатление, что структуре не хватает законченности, т. е. как будто чего-то не хватает. Это так называемые «дырки» или, если хотите, недостающие элементы пазла. Научить замечать эти «дырки» довольно сложно, тем более в таком ограниченном формате, как алгоритм, который вы читаете. Но научиться самому можно. Этот навык приходит с опытом и насмотренностью. Просто делайте. И со временем навык будет только крепнуть. Если таковые «дырки» обнаруживаются, дорабатывайте структуру, пока она не будет полностью вас устраивать.

----
Шаблон таблицы для создания корпоративной образовательной программы -
здесь.

<<< Создание структуры программы ЧАСТЬ 1

Создание пути пользователя >>>