Позволив себе немного переиначить классика, я наконец-таки подхожу к сути своих статей, хоть и опять издалека, и процитирую одновременно сразу еще двоих признанных метров:
Пан Сапковский в своей статье 1992 года «Пируг или нет золота в Серых горах» цитирует работу Лема, "Фантастика и футурология": «фэнтези - это сказка, лишенная оптимизма детерминизированной судьбы, это рассказ, в котором детерминизм судьбы подточен стохастикой случайности» (с)
Поясняю, детерменизм сказки заключается в правиле игры с нулевой суммой, где величина выигрыша одной стороны равна величине проигрыша другой, то есть общая их сумма равна нулю. В переводе на относительно литературный язык это означает, что есть равные Злое Зло и Доброе Добро. Любая ошибка Добра означает победу Зла, а итоговая победа Добра означает полное уничтожение Зла. Так работает сказка. Злодей злит, Добро противостоит и побеждает ибо мораль.
Не будем углубляться в анализ фантастики, так как это было бы чересчур обширным исследованием. Для нас из всего его содержания важно другое: явление постмодернизма, где игра уже идет с НЕ нулевой суммой. Оно означает, что нет больше деления на Зло и Добро, «а» больше не равно «-в» в уравнении. Антагонист может быть достойным человеком и порой совершать добрые поступки, а Герой – имея хорошую цель, идти к ней сомнительными методами. В так называемом постмодернизме мораль становится серой.
Это база, собственно то, что отвечает за определение типа истории, сами правила, которые действуют у нее внутри. И положительный пример, когда сказка безболезненно взрослеет, переходя в постмодернизм, причем от того же конструктора-создателя – Терминатор.
Первый фильм – это классика архетипов. Есть абсолютное Зло, есть невинное Добро, и да, нужно спасти условную «принцессу». Теперь смотрим на 2й фильм, и я не про переформатированного Арни.
Сара Коннор – положительный персонаж? Конечно, неужели могут быть сомнения! А теперь вспоминаем, что она якшается с торговцами оружием и прочими преступниками, и как Джон говорил, что мать ложилась под любого, если тот мог чему-то научить пацана… Представляете, чего Джонни насмотрелся? Ну и потом Сара ведет себя куда резче киборга. Итого: положительный персонаж достигает положительной цели несколько неположительными методами. Н – неоднозначность.
Теперь возвращаемся к «Аватару:Путь воды». Где же у нас там появляется неоднозначность?
А что, сейчас удивятся многие, она таки там есть? И будут правы, потому что ее вроде как пытаются истории придать, но сделано оно, - пардон, за русское-народное, - не пришей п***е рукав!
Для начала, нам пытаются подать ее, внеся поправки в условия внешней среды, где действуют персонажи. Однако делают это довольно грубо: просто один раз ртом генеральши на ходулях в инструкции Куоричу говорят, - нынче, братан, дело уже не в наживе, вопрос в спасении человечества с умирающей Земли, о как! В общем, мы тут не абы кто, за нами Земля… наверное.
Где-то. Где-то очень далеко, потому что больше этот посыл нигде в фильме не звучит.
Ну как так-то, ввести новый смысл и тут же его надежно потерять?
Вот хорошая попытка, без иронии. Вроде бы вопрос трагически углубляется, противопоставляется счастье народа на*ви, которые отстаивают свой дом, - и жизнь человечества, которое всего лишь спасается не слишком этичными методами. В том числе приказывая устранить лидера Сопротивления и удачливого военного вождя. Даже не будь это Джейк Салли, а скажем какой-нибудь Онондага Белое Перо, такой приказ предельно логичен и практичен, зато не этичен. Создание диверсионной группы, способной действовать в диких условиях, по-прежнему оправданно. Террор мирных племен, захват заложников - все в полный рост, и все логично, более того имеет прямые исторические аналогии. Замечательно, без сарказма.
Было бы. Ибо хоть где-нибудь это условие колонизации еще прозвучало? Хоть какую-то роль сыграло для мотивации героев – Салли, Куорича? Может быть второстепенных персонажей? Нет. Нигде, никогда, ни для кого.
Больше того, полковник даже в Аватаре-1 сильнее давил на этические вопросы – «С кем ты, сынок?», а тут он едва появившись резко скатывается в тоже самое Злое Зло отбитого на голову вояки на службе алчных губителей прекрасной природы. Оно опять кошмарит честных хороших парней просто потому что, и разумеется обречено проиграть, ведь Любовь, Дружба и вот это вот все.
То есть создатели фильма от сказки рискнули сделать шаг, но тут же благополучно о нем забыли, и никакого конфликта и серой морали даже развивать не попытались.
Впрочем, может быть это и к лучшему, потому что то, где они эту серую мораль все-таки попробовали изобразить, вовсе обернулось самой страшной ошибкой, напрочь убивающий фильм. Буквально одно это решение, зато легшее в основу сюжета, - обрушило собой основное сказочное правило, где Герой должен быть безупречен и обречен совершать лишь морально правильные поступки. А новые правила, правила постмодернизма, где Герой обязан решать для себя какие-то морально-этические дилеммы и тем самым двигать собственное развитие и развитие сюжета – хоть и заявлено, но попросту не действует. Оно оказалось высосанной из пальца невнятной хренью, которая придумана ровно для того, чтобы было, чтобы персонажи сменили локацию и больше ни для чего.
Наверняка, все уже поняли, о каком моменте я говорю. Всего один поступок буквально убивает главного героя в истории и саму историю, потому что он не оправдан никакой сценарной логикой. Уход Салли от оматикайя - это натурально сферический конь в вакууме.
У него нет твердого основания, у него нет никаких последствий в виде развития кого-то из персонажей. Как ходил Салли причитая «вы моя семья», так и ходит. Ну Нейтири немножко грустит на заднем плане, но и у нее никаких действий это не вызывает. Дети как были один умный, другой шилопопый, девочка мечтательная и девочка маленькая – так и не меняются. Так зачем? Для чего?
Просто чтоб сместить картинку в кадре, получается. То есть ради того, чтобы синемордые индейцы поплескались в море, был фактически уничтожен главный герой и тот стержень истории, вокруг которого она вертится. Ведь, повторюсь, постмодернистская задача морально-этических дилемм, которые решает для себя ГГ – это показать его внутренний мир, развитие этого мира и через это тоже прийти к определенной морали. Что же у нас тут?
А тут у нас сказочный правильный Иван-царевич Салли не просто совершает некую сказочную глупость, он незатейливо и недвусмысленно с бухты барахты становится настоящим предателем! Да, именно здесь, а не в первом фильме.
И предает он вовсе не человечество, выбирая на*ви, - в том числе потому что тут перед ним такого выбора даже и не думали ставить. О колонизации он тупо не знает, а выбор в пользу на*ви, а не Корпорации он сделал давным-давно, так что люди - это однозначно захватчики, которые вернулись убивать и уничтожать, какой тут выбор?
Однако Салли берет и предает на*ви. Тех, кто тоже был его семьей долгих 15 лет, тех, за кого он сам, добровольно, однажды взял на себя ответственность. И даже то, что в конце Салли вроде бы осознает свою ошибку, не способно уже исправить сам факт. Осадочек-то остался, какими бы мотивами герой не руководствовался.
Ох уж эти мотивы! Давайте теперь посмотрим, чем же оправдывают перед нами такое его своеобразный поступок, что нам для этого показали.
Только смотреть не на что. Вот в дополнении к этической стороне вопроса, нам показывают, что Салли отец не только тем детям, которые родила непосредственно Нейтири, - и он хороший отец, строгий, но любящий. Но ведь в некотором смысле, как вождь, он отец всем остальным оматикайя, что тоже демонстрируют в кадре. Он 15 лет им был, каждый день решал какие-то вопросы племени, у него наверняка появились друзья, у него даже теща есть, между прочим, а когда снова пришли Небесные люди он без долгих проволочек опять взял на себя еще и роль боевого командира…
И вдруг за один вечер «Я устал, я ухожу». ШТА?!
То есть до Салли не доходит, что раз люди вернулись, то туземцев они дожмут, что с тобой, что без тебя? И если ты бежишь, чтобы спасти племя и чтобы люди отстали от оматикайя, то какого фига ты бежишь к меткайинам? Чтобы тем самым их подставить? Гениально!
Или Салли на самом деле такой трусливый подонок, что ему все равно, что будет с племенем, что одним, что другим - тогда зачем вообще за них когда-то вписывался? Чтобы синюю девочку поиметь под Деревом? Ну так поимел бы и вернулся к Куоричу, анекдоты травить! Понимаете, о чем я? Та дуга характера героя, которая была выстроена до сего знаменательного момента, за секунду разбита в дребезги. Что это было?
Кто-то может начать возражать, что мол, он же говорит, что за семью испугался, вот вам и дилемма. Какая дилемма, откуда она взялась? Это решение Салли выглядит максимально несуразным с точки зрения психологии как таковой. Этот парень морпех, он воевал всю свою жизнь. Я могла бы допустить и поверить, что 15 лет мирной семейной жизни его здорово расслабили, если бы Салли схватил семью в охапку и сбежал СРАЗУ, как увидел первый корабль. А тут нам через весь экран пишут, что оматикайя воюют уже ГОД!
То есть год, целый год партизанской войны. В которой непосредственно участвуют двое его сыновей, - да, наблюдателями, дозорными, но риск-то все равно есть. Какие-то на*ви наверняка гибнут в этих стычках. Клан пытаются выкурить из гор, каждый день может быть какая-нибудь новая каверза от противника, и нужно придумать свою. И вот этот вот человек, с таким беграундом и год живущий в боевой обстановке, - вдруг обосрался от страха при виде шестерых синих придурков Куорича? Нам это хотят сказать, да? Не ве-рю!
Мы вон, в жизни видим, как рассуждают мужчины, лидеры и командиры. Если противник придумал новую гадость, - а на то он и противник, - то надо эту гадость грамотно уконтрапупить или хотя бы попытаться по возможности нивелировать. Другого военному человеку просто не придет в голову. А конкретно здесь, во вводных данных абсолютно ничего не изменилось, кроме появления шестерых аватаров во главе с полковником. То есть именно это, по сравнению с самим Салли, прожившим 15 лет в данной местности натуральным индейцем и вождем, - это и есть та самая страшная, неразрешимая никак иначе угроза?
О да, плохой парень, одержимый местью. Всем дилеммам дилемма. Спасти семью, сбежав на Гоа, или спасти семью, всем племенем устроив ловушку на шестерых недоразвитых придурков.
Ну и наконец один этот блестящий ход порождает просто гроздь сюжетных дырочек поменьше.
Хорошо, Салли ушел. А люди, простите за нескромный вопрос, откуда об этом узнали? Он им письмо послал? Или может оматикайя Куоричу сказали «кышь, кышь, гадкий гад, Турук-Макто дома нету, савсем, слушай да, нету»?! Может, людишки таки разорили племя и сами все узнали? Нет, потому что на Острова спокойно прилетали друзья-ученые, а те как показали базируются в горах у оматикайя. Что нападения прекратились? Так я б на месте генеральши, наоборот, подумала бы, что Салли готовит новую особую операцию, потому и затаился. Так откуда? Его засекли на островах? Как? То есть, есть какой-то датчик? Тогда почему он не засек конкретный остров? И почему этот датчик не работал до того? Я помню, что в горах там особое излучение, но ведь как только из гор высунулся, датчик должен срабатывать, база ближе, чем Острова, и сразу ясно, где ждать нападения Салли… Сколько еще вопросов, ни одного ответа.
Вот так одно «гениальное» решение сломало идеально выстроенную сказочную логику, но так и не смогло привнести взамен какой-то другой. Не то чтобы адекватной, а просто другой внутренней логики. Оттого и смысл истории полностью потерялся, и при всей визуальной красоте она стала казаться обычной пресной подделкой.
Печальный итог, а больше всего пугает, что это еще не конец истории Джейка Салли и его семьи.