Сотрудники клиники всегда знают, когда назначена консультация у Карины, и заранее готовятся к её приходу. Санитарка держит наготове ведро со шваброй, администраторы убирают со стойки все бумаги, визитки, буклеты, а горшки с цветами отодвигают подальше от края. Подобные меры предосторожности необходимы не из-за агрессии Карины, вовсе нет. Просто она настолько суетлива и неловка, что легко может нанести ущерб себе или даже кому-то рядом.
Однажды в поисках кошелька опустошая свою необъятную сумку-торбу, она выложила на стойку администратора бутылку воды, а затем неловко развернувшись, опрокинула её на компьютер. В результате произошло короткое замыкание, потому что бутылка (ну, разумеется!) была закрыта не плотно. В другой день, спускаясь по лестнице, Карина, решив записать неожиданно пришедшую в голову мысль, оступилась и покатилась вниз, увлекая за собой пытавшегося ей помочь санитара.
Каждый шаг необычной пациентки сопровождает катастрофа, масштаб которой определяется готовностью окружающих её предотвратить. Переходить улицу Карина непременно решает прямо перед капотом движущегося автомобиля, а если вдруг машина по случайности и окажется далеко, Карина обязательно её дождётся и создаст помехи, уронив сумку и носясь по проезжей части в поисках разлетевшихся бумаг. Будьте уверенны – извиняться перед водителем она не станет, обязательно вступит в конфликт и только высказав все, что о нём думает, развернётся и уйдет с видом обиженного ребёнка.
Не человек, а тридцать три несчастья. То банкомат «съест» карту, потому что её хозяйка в очередной раз забудет код. То пополнит баланс чужого телефона, неверно набрав номер. То разобьёт окно в «приступе» хозяйственности. То наденет плащ наизнанку и будет долго метаться в поиске карты для оплаты проезда. Делает ли все эти вещи Карина специально? Конечно, нет. Она проявляет яркие симптомы СДВГ – синдрома дефицита внимания и гиперактивности. И хотя этот диагноз чаще всего упоминается как детская патология, встречается он и у взрослых.
Проявляется СДВГ, прежде всего, неустойчивостью внимания, невозможностью концентрироваться на одном виде деятельности, вести рутинные дела. У таких людей отсутствует способность планировать и организовывать свою жизнь, они не могут рассчитать время правильно и всегда опаздывают. Но даже если им и удается составить план, доводят его до реализации крайне редко – они не могут сосредоточиться на чём-то одном на протяжении длительного времени. Это касается и ведения бюджета: людям с СДВГ не удается копить деньги, вовремя оплачивать счета. Контроль – не их стезя.
Такие люди – сама спонтанность. Спонтанны они не только в действиях, но и в отношениях. Им редко удается дослушать собеседника до конца, в процессе общения обязательно отвлекутся на какой-либо внешний объект или мысль, а в ответ на замечания легко могут выдать спонтанные возражения. Часто в очень грубой форме. Несдержанность и отсутствие такта также являются симптомами СДВГ у взрослых. Поэтому у них зачастую не складывается личная жизнь. Вот и Карина впервые обратилась к психологу именно с этим запросом: наладить отношения с молодым человеком. Но, как и у всех людей с СДВГ, поначалу она не признавала за собой ответственности за то, что отношения идут не так, как бы ей хотелось, и требовала от психолога чёткой формулы, по которой можно было бы заставить партнёра изменить свое поведение.
Была ли Карина такой всегда или проблема настигла её внезапно? В большинстве своём взрослые люди с СДВГ – это дети, которые не прошли своевременную диагностику и лечение. В лучшем случае на них махнули рукой со ловами «перерастёт», в худшем – ругали и наказывали за то, что «плохо старается хорошо себя вести». На самом деле без медикаментозной поддержки человек просто неспособен сосредоточиться, более того – чем больше он старается, тем хуже становится его состояние. Исследования на томографах показали, что при попытке сосредоточится на выполнении какого-либо задания, у пациента просто отключалась лобная кора мозга.
Течение синдрома у детей и взрослых отличается, и даже если кажется, что поведение ребёнка с возрастом изменилось в лучшую сторону, это не значит, что синдром исчез, он мог лишь изменить симптоматику. Гиперактивность, например, часто сменяется внутренним беспокойством. Но и в том, и в другом случае он поддается коррекции. Медикаментозно и психотерапевтически. Поведенческие тренинги, расслабляющие техники, обязательный спорт, препараты, улучшающие мозговую деятельность и концентрацию внимания, восстанавливающие сон. Карина уже начала приём препаратов, регулярно проходит занятия у психотерапевта. Да, пусть на немного, но она по-прежнему опаздывает, а для приёма таблеток ей приходится устанавливать будильник, тем не менее прогресс налицо: Карина не отказывается прилагать усилия. А это огромный и важный шаг для людей с СДВГ.
_________________________________
Онлайн-консультации с опытным психотерапевтом в клинике Корсаков доступны каждому.