Что делать подростку с реакцией одноклассников, если его вкусы в музыке,
одежде и т.д. не совпадают с модой? (Вопрос в редакцию «Лучика»)
Про Робинзона и Маугли
Начнём с биологии. Человек – существо во многом особенное, уникальное. Появившийся из икринки головастик всенепременно превратится в лягушонка, а затем – и во взрослую лягушку. Даже если будет жить у вас дома, в террариуме. Цыплёнок, вылупившийся из яйца и никогда в жизни не видевший других кур и цыплят, всё равно вырастет курицей. Котёнок, которого забрали у кошки ещё совсем крошечным, и никогда в жизни не видевший других котов и кошек, всё равно вырастет кошкой. А вот человек – не такой. Если «изъять» человеческого детёныша из общества, изолировать его от других людей, то полноценного человека из такого детёныша, к сожалению, не получится.
Больше ста лет назад, в 1912 году, американский писатель Эдгар Берроуз написал книгу «Тарзан – приёмыш обезьяны». В тогдашнем научном сообществе господствовала теория, по которой человек обладает разумом «на биологическом уровне», то есть разум заложен в человеке изначально, от природы. И в полном соответствии с этой теорией автор создаёт историю мальчика, который вырос в джунглях, никогда не видел людей, воспитывался обезьянами, но при этом самостоятельно научился читать (по найденным в заброшенной хижине книгам), сам выучил английский язык, а впоследствии без каких-либо проблем контактирует и общается с людьми, свободно адаптируется к «цивилизованному обществу» и так далее...
Однако дальнейшие исследования и наблюдения показали, что история про Тарзана (или того же Маугли у Редьярда Киплинга) – чистой воды сказки, вымысел. На самом деле оказалось, что маленькие люди, оторванные от общества в самом раннем детстве (как их ещё называют, «дети-маугли», «феральные дети») разума в нашем понимании практически лишены. Они не могут осваивать языки – ни английский, ни русский, ни вообще никакой. Они не могут говорить и осмысленно общаться. Даже ходить прямо, «как мы», они не могут. То есть – удивительное дело! – получается, что человеческий разум имеет не биологическую, а социальную, общественную природу! Другими словами – без контакта с другими людьми человек никогда не вырастет человеком.
Многих учёных (и вообще людей, увлекающихся наукой) этот факт раздражает и даже бесит – как это так?! Человек, «венец творения», «вершина эволюции» (кхм, ну ладно...) – и вдруг оказывается чем-то похожим на муравья, термита, пчелу или другое колониальное насекомое. Которое попросту не может нормально существовать отдельно от своей колонии (муравейника, термитника, улья и прочее). Идеи о «разуме, заложенном в человеке изначально» казались более привлекательными. Но нет – учёные тщательно изучили все случаи, когда младенцы воспитывались животными (а таких случаев было зафиксировано свыше сорока штук), и сделали окончательный вывод: младенец разума лишён и получить его «просто так», самостоятельно, без контакта и общения с другими людьми, не может.
Что такое наша жизнь? Вариантов ответа можно придумать много, но один из них вот какой: наша жизнь – это общение. Общение с другими людьми. С учителями, тренерами, родителями, друзьями, братьями, сёстрами и даже продавщицей в супермаркете. Чтение книг, просмотр телевизионных передач, игра в видеоигры – это тоже своего рода общение, хотя и несколько, скажем так, «одностороннее». Но тем не менее, когда мы читаем интересную историю в книге, мы следим за приключениями героя, мы как будто ведём с ним мысленный диалог, мы радуемся за него или, напротив, осуждаем его поступки. Когда мы пишем сочинение в школе – мы тоже как бы общаемся с потенциальным читателем, тоже ведём своего рода «односторонний диалог» (даже если это сочинение прочтёт только нелюбимая учительница русского). И удалённое, виртуальное общение – через письма, через социальные сети и мессенджеры – это тоже общение, обмен идеями и наблюдениями. Даже религия, как ни крути – это снова общение, молитва, внутренний «разговор с Богом».
Помните книжку про Робинзона Крузо? Чтобы не сойти с ума от одиночества, он вынужден общаться – он молится («разговаривает с Богом»), он разговаривает сам с собой, он разговаривает со своими животными, он ведёт дневник («разговаривает с будущим читателем»). И насколько же ему становится легче и естественнее жить, когда у него появляется Пятница – дикарь, совершенно не знающий английского языка (сперва), но всё-таки человек, «объект для нормального общения»... В общем, если вдруг в какой-то момент (бывает, что уж там говорить!) у вас начинает просыпаться торжественно-презрительное ощущение «да зачем мне все, когда у меня есть я?», вспомните о том, что вы являетесь «я» (человеком) именно благодаря тем самым «всем».
Про разведчиков и шпионов
Сменим тему. Все вы – из тех же фильмов, книжек и видеоигр – знаете про разведчиков и шпионов. Вообще говоря, это одна и та же профессия – просто если «хороший» и «наш», то обычно говорят «разведчик». А если «плохой» и «вражеский», то «шпион». Пускай будет шпион. Так вот, как вы думаете, чему шпионов учат в их шпионской (то есть разведывательной) школе? «Ну, – скажете вы, – само собой метко стрелять, знать в совершенстве иностранные языки, метать ножи, владеть приёмами каратэ, дзю-до и боевого самбо, искусно водить машину и мотоцикл, прыгать с парашютом, уметь пользоваться всякой хитроумной шпионской техникой, шифрами, радиопередатчиками, взламывать компьютеры, маскироваться, прятаться, переодеваться, подделывать документы...». А ещё? Всё, что вы перечислили – это, безусловно, в работе разведчика дело очень важное. Но не главное!
А что же тогда главное? А главными в работе разведчика являются две вещи, вроде бы банальные и простые, но на самом деле нет. Первая: все люди разные. Каждый человек (и я, и ты!) – это маленькая Вселенная, не похожий ни на что другое «маленький космос», «микрокосм». Это собственные интересы, собственные привычки, собственные мысли. Скажем, я люблю хоккей и гонки «Формулы-1». А какой-то другой человек любит аквариумы и аквариумных рыбок. Так вот, если шпиону (то есть мне) нужно с этим человеком войти в контакт, познакомиться, подружиться, «завербовать и выведать все военные секреты» (если вы не шпион, то последнее необязательно) – то нужно забыть про гонки и хоккей, которые нравятся мне. А нужно срочно научиться разбираться во всяких разных цихлидах, пецилиях, меченосцах, дискусах и скаляриях – чтобы сойти за человека, который аквариумными рыбами интересуется, и всерьёз. Понимаете, почему?
А какая же в шпионском ремесле вторая главная вещь? А такая: все люди одинаковые. «То есть как это?! – можете возмутиться вы. – Только что говорили про то, что все люди разные, а теперь – наоборот?!». Да, именно так. И в данном случае одно совершенно не противоречит другому. Все люди одинаковые. У всех одна голова на плечах, все они сделаны из мяса и костей. Все они дышат одним и тем же воздухом, пьют одну и ту же воду. Все они плачут, когда им больно или тоскливо, и смеются, когда им радостно и весело. Переживают, если их ругают или наказывают, и любят получать подарки в день рождения. В конце концов, если у вас вдруг случится приступ аппендицита – вас (как всех!) повезут в больницу, и (как всем!) вырежут аппендикс, и у вас (как у всех!) на правой стороне внизу живота останется шрам на память об операции. Так что – все одинаковые. Но при этом разные...
Про двух демонов
Так вот. Внутри себя, «в голове», все мы – даже дети! – осознаём (кто более чётко, кто менее), что с одной стороны «я – такой же (такая же), как и все». А с другой, что «я – не такой (не такая) как все». Это как полюса у магнита – минус и плюс, северный и южный, синий и красный. Они противоположны, но их нельзя отделить друг от друга, магнит не никогда не получится распилить на северный и южный концы – части тут же станут самостоятельными магнитиками, у каждого из которых будут собственные плюс и минус. Эти два «полюса», два «противоборствующих начала» внутри человека постоянно взаимодействуют, «сражаются» друг с другом, как два невидимых демона, каждый из которых пытается «перетащить» хозяина на свою сторону. Человек понимает, что является частью целого (то есть общества), но одновременно хочет быть индивидуальностью!
Эти два начала присутствуют у каждого – абсолютно каждого! – человека. Даже самый немыслимый инди-экзо-мега-турбо-фрик с фиолетовыми волосами и разноцветными наколками иногда в глубине души хочет «побыть обыкновенным человеком» и «пожить просто как все». Точно также даже самый «правильный» и «обыкновенный», ничем не выдающийся «серый мыш в тренде» иногда мечтает хотя бы раз устроить «бунт против общества», шокировать всех и выделиться из толпы. Так уж мы, люди, устроены. Даже обыкновенные третьеклассник или третьеклассница из самой обыкновенной школы не являются исключением – они одновременно хотят быть «как все» (иначе с ними никто не будет дружить, правда?), но при этом непременно хотят быть «не как все» (то есть выделяться)! Парадокс, противоречие, нелепость? Да! Но это факт, «самая упрямая на свете вещь»!
В итоге получается как будто путешествие по дальним странам из приключенческой книжки – слева топкое болото, трясина. Засосёт, утонешь. Справа крутой обрыв, пропасть. Шею свернёшь, разобьёшься. А посредине – узенькая тропинка, с которой без риска для жизни ни ступить ни вправо, ни влево... Нужна золотая середина, гармония, «баланс сил» – ни в коем случае нельзя позволить одному из «демонов» одержать победу. Если победит демон «я такой же, как все» – то потеряешь своё собственное лицо, с тобой никому никогда не будет интересно. Ты никогда не создашь ничего нового, не сможешь рисовать, петь, сочинять музыку, изобретать. Ты потеряешь возможность совершить подвиг, героический поступок – потому что на то он и героический, что «все» таких поступков обычно не совершают. Решился на то, на что не решился никто другой – уже «не такой как все», уже выделился.
А если победит демон «я не такой, как все» – тоже плохо. Этому демону только волю дай – он такое учудить может, что караул... Пирсинг и фиолетовые волосы – это так, мелочь. Бывает намного хуже! Например: «Я не такой, как вы, поэтому мне на вас плевать». Или: «Мне можно то, что вам нельзя, потому что я особенный». А что «всем нельзя»? Подумайте! Врать, красть, убивать…
Что делать?
Так вот, если вы усиленно подкармливаете своего демона «не такой, как все» – у вас могут действительно начаться проблемы с учителями, одноклассниками, родителями и друзьями. И в качестве противоядия необходимо (ну, по крайней мере желательно) демона «как все» тоже подкормить. Весь класс тащится от какой-нибудь певицы Славы Чмоки или супермодной группы «Сезон забоя пистолетов на фрау Дуб»? А вы ходите в музыкальную школу, играете на скрипочке и слушаете Баха и Вивальди? Так вот: покормите демона «я такой же, как все» – участвуйте в жизни класса, помогайте товарищам в учёбе (давайте списывать математику в том числе), носитесь на переменках по коридорам, не жадничайте, не вредничайте – и всё будет нормально. А если ещё и на гитаре научитесь играть, то и вовсе можете «стать авторитетом». А на нелюбовь к Славе Чмоки товарищи охотно закроют глаза.
«А если я ну просто совсем и во всём «не как все»?» – спросите вы.
Ответ грустный: тогда вам придётся очень тяжело. Помните, мы говорили про разведчиков? Хочешь завести себе друга? Тогда забудь (на время) о том, что любишь ты – и научись (тоже хотя бы на время) разбираться в том, что любит тот, с кем ты хочешь подружиться!
А гордая позиция «я один против всех, потому что они все дураки и ничего не понимают» – заведомо проигрышна. Не выйдет весь класс пересадить со Славы Чмоки на Вивальди – нереально это. Хочешь быть стопроцентной белой вороной? Тогда готовься к тому, что из тебя обязательно сделают чучело и отправят в музей.
Устройте себе на досуге развлечение. Этакую самопроверку, тест. Возьмите лист бумаги, разделите его пополам. В одной половине напишите заголовок: «Почему я такой (такая), как все?». В другой – заголовок: «Почему я не такой (не такая), как все?». А потом напишите в левой половине пять-шесть предложений. Можно больше. А потом – точно так же в правой половине.
Затем возьмите второй лист бумаги, тоже разделите его пополам. В одной половине напишите: «Каким я кажусь себе?». А в другой половине – «Каким меня видят другие люди?». И тоже – по пять-шесть предложений в каждую половинку. Внимательно, вдумчиво, честно (!), не торопясь...
А потом перечитайте и прислушайтесь к тем мыслям, которые у вас возникнут.
В заключение – два случая из педагогической практики...
Два разных класса в разных школах, в разные годы. В одном классе учится мальчик – не толстый, но, скажем так, толстоватый. И в другом – тоже мальчик, откровенно толстый. У не особо толстого мальчика кличка «Сало», и он постоянная мишень для дразнилок. С ним не дружат, его постоянно вынуждены защищать и учительница, и психолог, и даже мама. Слёзы, истерики, конфликты, испорченная жизнь.
А в другом классе толстый мальчик – заметно более толстый! – не испытывает никаких проблем. Да, с кем-то дружит, с кем-то ссорится – но как все другие дети. И кличка у него среди товарищей вполне себе уважительная – «Слон».
Почему так?
А вот об этом мы расскажем в июльском «Лучике».