Найти в Дзене

Негативный отзыв: могут ли с вас за него взыскать денежную компенсацию

Оказываю юридическую помощь в Санкт-Петербурге. Частный юрист Эдуард Чубуров. Можете обратиться по контактам ниже: 8 (904) 334-42-05 – WhatsApp (лучше писать);
chuburovlaw@yandex.ru – электронная почта;
vk.com/chuburovjurist – вступайте в группу в ВКонтакте;
chuburov.ru – мой сайт
Оказываю юридическую помощь в Санкт-Петербурге. Частный юрист Эдуард Чубуров. Можете обратиться по контактам ниже: 8 (904) 334-42-05 – WhatsApp (лучше писать); chuburovlaw@yandex.ru – электронная почта; vk.com/chuburovjurist – вступайте в группу в ВКонтакте; chuburov.ru – мой сайт

Приветствую всех подписчиков и случайных читателей!

В данной публикации хотел бы рассказать о негативных отзывах на фирму/исполнителя услуг/магазин и так далее.

То есть представьте: оставили вы негативный отзыв, скажем, о сервисе, который ремонтирует телефоны: что сотрудники - хамло, фирма - криворукая, и вообще что они мошенники, сначала одну сумму назвали, а по итогу - другую.

Оставили вы этот отзыв на какой-нибудь интернет-площадке, коих много.  И вот тут встаёт вопрос: могут ли с вас взыскать какую-либо компенсацию? Например, со ссылкой на то, что ваш отзыв - порочащий честь (если физическое лицо) или деловую репутацию (если юридическое лицо).

С вводными данными разобрались, а теперь - к разбору ситуации.

Начну с того, что за саму негативную информацию (если это не оскорбления) никакой ответственности нет, а вот за НЕДОСТОВЕРНУЮ информацию - да, ответственность есть. И лицо, в отношении которого такой недостоверный отзыв оставлен может требовать компенсации на основании ст. 152 ГК РФ. Есть ещё и ст. 128.1 УК РФ, но её мы не рассматриваем здесь.

Как пример из моей практики: на автомастерскую оставили отзыв, что автомастерская специально ломает двигатели. Никаких документов, подтверждающих это, нет в отзыве. В итоге я помог через администрацию сайта этот отзыв удалить.

Но тут встаёт вопрос: а кто будет платить компенсацию: сервис, на котором такая информация размещена или сам пользователь? А вот тут интересно. Верховный суд РФ уже высказался, что в таком случае ответственность несёт... Сервис по размещению отзывов. В том числе даже 2GIS попал на компенсацию из-за чужого отзыва (дело А45-35421/2021).

То есть несмотря на то, что какой-то пользователь оставил отзыв, то в конечном итоге это всё было опубликовано на сервисе, который принадлежит другому лицу, которое перед публикацией, на стадии модерации, обязано было проверить - а соответствует ли отзыв действительности? Т.е. если бы человек написал, что автомастерская специально повреждает двигатели, при этом приложив соответствующее решение суда или, например, соответствующее постановление прокуратуры, то в таком случае отзыв считался бы достоверным и за него компенсацию не нужно было бы платить.

Оказываю юридическую помощь в Санкт-Петербурге. Частный юрист Эдуард Чубуров. Можете обратиться по контактам ниже:

8 (904) 334-42-05 – WhatsApp (лучше писать);

chuburovlaw@yandex.ru – электронная почта;

vk.com/chuburovjurist – вступайте в группу в ВКонтакте;

chuburov.ru – мой сайт

Не забудьте подписаться на мой полезный юридический блог. Если есть вопросы или предложения – пишите комментарии.