Найти в Дзене

«Мастер и Маргарита» Владимира Бортко (2005). Что значит правильно прочитать роман или литературная религия фантомов

Если есть стадо, есть пастух  Если есть тело, должен быть дух 
Если есть шаг, должен быть след 
Если есть тьма, должен быть свет

Виктор Цой
Если есть стадо, есть пастух Если есть тело, должен быть дух Если есть шаг, должен быть след Если есть тьма, должен быть свет Виктор Цой

Владимир Владимирович Бортко – атеист и безупречный профессионал снимал этот фильм не от себя, а от Булгакова, классика русской литературы, в которой, если подумать, просто нет положительных героев. Создавать положительного героя в нашей литературе – это примерно, как оценивать социальную значимость роли Христа в истории человечества, хотя и ребёнку понятно, что ЕГО РАСПЯЛИ ЛЮДИ и, кстати, продолжают распинать.

Главный положительный герой в русской литературе – это тот или та, кто оплакивает Христа, Его волю к искуплению так любимого нами греха. Маргарита в романе Булгакова придавалась тяжким раздумьям, читая роман своего Мастера. Неужели люди обречены на неприятие друг друга и на мучительно тягостное одиночество в вечности?

У Олега Басилашвили нет конкурентов на роль Воланда. Именно он – Мастер всего сериала. Он задаёт сверх-интеллектуальный тон диалогам и ярко выражает подлинно-иллюзорную (или иллюзорно-подлинную) суть чёрного колдовства. В своём персонаже Басилашвили выразил суть тотального превосходства Зла над людьми и демонстрацию власти, обещающую некоторое снисхождение своим адептам в виде точного знания и умелого применения правил «игры в жизнь». Воланд по замыслу Булгакова – это архитектор псевдорелигиозного сознания нового времени в своём неповторимом авторском стиле.

Анна Ковальчук блистает в роли Маргариты, добавив к своему образу дионисийский архетип менады, стилистически дополняющий драматическую канву романа своей эстетикой блаженного восторженного безумия и психопатическими парадоксами эротической любви.

Бортко помог актёрам «подружиться» именно с булгаковскими персонажами, если всерьёз говорить о идейно-художественной подлинности воплощенного авторского замысла: Александр Галибин показал «заблудившегося» Мастера, Александр Абдулов – психоаналитика Коровьева, Александр Филиппенко – Азазелло-мафиози, Кирилл Лавров – высокого политика Пилата, Сергей Безруков – истинного друга людей Иешуа, Любомирас Лауцявичюс – кгбешника Афрания, Владислав Галкин – наивного и милого недоучку Ивана Бездомного, Александр Адабашьян – идеолога «под заказ» Берлиоза, Валентин Гафт – непримиримого клирика Каифу, Дмитрий Нагиев – интеллигентного и эффектного Иуду, Андрей Ургант – звёздного конферансье Жоржа Бенгальского, душу светской ново-буржуазной Москва середины 30-х, далёкой от ужасов ГУЛАГа.

Даже неудобно такое говорить, но интерес к роману вызван, кажется, по большей мере тем, что положительным героем мистической фантасмагории является, по мнению читателей и зрителей, именно Воланд. Чудесное внимание сверхъестественного существа к посредственности, коим и являлся доморощенный философ Николай Афанасьевич Максудов (Мастер) в своей отчаянной попытке создать что-то великое, — это луч надежды во всеобщей тьме неузнаваемости нас среди друг друга.

Поразительно то, что положительным героем не является и сам литературный симулякр Спасителя – Иешуа Га-Ноцри. И автор романа, и его «коллеги» по исполнению замысла сей духовной диверсии – Мастер и Маргарита, в своём скептическом отчаянии как бы не могут простить Иешуа СВОЮ адамову слабость, свою тёмную страсть отрицания, свой испепеляющий душу оргиастический протест против Системы Человеческой Низости.

Воланд возводит человеческое падение в высшую степень. На крыше дома Пашкова он взирает на кишащее нищетой место разрушения Храма (Христа Спасителя). Враг Воланда живёт в памяти людей. Но не здесь. Это место принадлежит Тьме. Место встречи Маргариты с посланником Тьмы Азазелло происходит тоже примерно там же – в Александровском саду, в портале перехода в Иное, куда можно убежать, улететь Маргарите от «слишком человеческого».

Роман Булгакова – это симфония магических образов. Мастер, в соединении со своим Альтер-эго Маргаритой – последний литературный Фауст, готовый приобрести Знание об Истоке любой ценой, через самоотречение и умерщвление своего рабского Эго-сознания, отдав себя власти Знающего. Маргарита - воплощённая в сталинской Москве душа Марго Валуа, королевы Варфоломеевской ночи, демонессы кровавой пропитки песков истории. Воланд – магистр теней и перверсий, Хозяин всей тщеты земной и небесной, не дающий ни одного шанса тем, кто «сам по себе», кто каждый день молится себе за себя. Эта дьявольская «троица» - Воланд-Мастер-Маргарита осуществляет акт вселенского колдовства – создают альтернативное Евангелие, где Христос – это человек, близкий к Свету, но не Сам Свет. В результате такой алхимии анти-спасения любящая пара получает покой и «взгляд Сатаны» на мир, который исключает самообман, состоящий из сотни абсолютно ложных версий самих себя, мира и Христа – того безумия, что превратило современное человечество в бредовый ад. «Не горящий» роман Воланда-Мастера – это издевательское обличение тех, кто не разглядел в Иешуа Христа, для которых крест остался геометрической фигурой, а явление Высшего Зла в варьете – это всего лишь аттракцион о несбывшейся мании-надежде на украденное благосостояние, которой страдала и страдает страна до сих пор.

Атеизм сводится к тому, что если богов порождает наше сознание, то богов нет. Странная демоническая эстетика Булгакова состоит в том, что поскольку мы создаём образы Тьма и Света в своей психике и наполняем их силой травмированного индивидуального и фанатического массового сознания, то такие фантомные боги, безусловно, есть. Они ходят с нами по лучу лунного света во снах и рассказывают нам о том, как всё было «на самом деле». В догадке Булгакова, сына профессора Киевской Духовной академии, вера – это мастерский литературный стиль, в результате которого образы отделяются от текста и начинают жить самостоятельной жизнью, влияя на миллионы своих читателей и получая как пищу тонкую материю грёз своих поклонников. Булгаков – это психоэнергетический астральный банкир, осуществляющий переливание душевной крови из разогретой фантазии аудитории прямо в искусственный интеллект своих персонажей.

Роман «Мастер и Маргарита» — это древняя технология герметизма, своего рода «Некрономикон» - образная система субтильной материализации мысли или попытка осуществить такого рода алхимию в сталинском Зазеркалье Москвы 30х годов прошлого века, начала красно-коричневой эпохи апокалиптической культуры человечества.

Всё что могут сделать неуёмные критики и романа, и великолепнейшего фильма – это обесценить характеры главных героев выявлением мании величия Мастера и тягой к экзотическим приключениям его музы Маргариты.

В своём высоком идейно-художественном воплощении, Мастер и Маргарита – это архетипические Адам и Ева, отказавшиеся в булгаковской версии от самой возможности искупления из-за тотального презрения к человеческому роду, ради которого не стоит ни жить, ни умирать.

Это вам
Это вам