Рассказываем, как выбрать нишу, зарегистрировать бизнес и успешно стартовать
Бывает, что хочется уйти из найма, но больших денег для запуска бизнеса нет — в таком случае можно попробовать продавать товары ручной работы. Подойдет любая сфера, в которой можно производить товары самостоятельно, вот несколько примеров:
- вязаные изделия: детская одежда, носки, шапки и шарфы, сумки и корзинки из трикотажной пряжи;
- мыло ручной работы;
- изделия из кожи: кошельки, ремни,
- кондитерские изделия: торты, капкейки, шоколад и конфеты;
- посуда из дерева и керамики;
- картины, светильники и вазы.
Кому подойдет такой вид заработка
Прежде всего подойдет тем, кто уже умеет что-то делать своими руками — не нужно обучаться.
Начать создавать изделия «с нуля» будет сложнее: первые обычно получаются низкого качества, и продавать их не получится.
Как выбрать форму бизнеса
Самый простой способ — продавать как самозанятый. Сложнее — зарегистрироваться как ИП.
Продавать как самозанятый. По закону самозанятые могут продавать изделия, которые изготавливают сами — но нельзя закупать и перепродавать чужие товары. Доход в год не должен превысить 2,4 миллиона ₽.
Сколько налогов платить: 6%, если продали юридическому лицу, 4% — если продали ИП или человеку без статуса ИП.
Продавать как ИП. ИП сложнее зарегистрировать, и нужно платить за себя страховые налоги и взносы. Но можно нанимать сотрудников и продавать товары других людей.
Сколько налогов платить: зависит от системы налогообложения на упрощенной системе «Доходы» — 6% и страховые взносы за себя. В 2023 году это 45 842 ₽.
Если будете работать как самозанятый, сертифицировать и декларировать продукцию не нужно. Но если планируете стать ИП, потребуется оформить документы на товар — получить декларацию соответствия.
Как начать продавать
Сделайте 10—15 товаров и попробуйте их продать через социальные сети. Первые изделия лучше продавать среди друзей и знакомых. Если им понравится, они будут рекомендовать вас другим и оставят отзывы. Если нет, вы быстро сможете перестроиться и отработать негативные отзывы или вообще передумаете торговать без лишних затрат.
Как выбрать площадку для онлайн-торговли
Продавать онлайн можно через свой сайт, группы в соцсетях или маркетплейс. На старте лучше выбрать несколько каналов — чтобы охватить больше потенциальных покупателей.
Выбор площадки зависит товара. Товары для широкой аудитории, например одежда, косметика, посуда, хорошо продаются на маркетплейсах. Товары с меньшим спросом, например дорогие дизайнерские украшения, лучше продвигать в соцсетях или на своем сайте.
Свой сайт. Сделать сайт с нуля — долго и дорого. Чаще всего нужна помощь программистов. Можно воспользоваться конструктором сайтов. Конструктор сайта помогает быстро создать несложный сайт для товаров и услуг. Например, есть конструктор сайтов Тинькофф — он позволяет бесплатно создать сайт и принимать на нем оплату от покупателей.
Группы в соцсетях. Подойдут, например. для товаров, которые знают и ищут в поиске. Проверить, ищут ли ваш товар, можно в сервисе «Вордстат». Нужно вписать в поисковую строку название товара, а сервис покажет, как часто ищут такие товары.
В названии группы лучше указывать товар, который продаете, чтобы пользователи могли найти группу по ключевому запросу.
В группе нужно указать основную информацию об изделиях и о продавце:
- что входит в состав;
- какие сроки заказа: что есть в наличии, а что делаете на заказ;
- в каком городе вы работаете и можете ли отправить изделия по России и за рубеж;
- как с вами лучше связаться: личные сообщения, мессенджеры.
Когда группа готова, можно запустить рекламу с минимальным бюджетом и протестировать: что работает, а что нет, сколько стоит привлечение одного подписчика.
Маркетплейс. Можно выбрать крупные площадки — Wildberries или Ozon, или нишевые маркетплейсы, где торгуют хендмейд-товарами, к примеру Ламбада-маркет или Ярмарка Мастеров.
Потребуются вложения в рекламу и продвижение, чтобы о вас и вашем товаре узнали другие люди. Возможно, придется потратить деньги на профессиональную фотосессию товаров. Поначалу продажи могут быть низкими и придется долго искать покупателей, но со временем вы заработаете репутацию и сформируете личный бренд.
На что обратить внимание, чтобы успешно стартовать
Проанализируйте, достаточно ли востребован ваш товар в текущих реалиях, и оцените площадки, на которых планируете продавать.
«На наш магазин сильно повлияло, что некоторые соцсети запретили в России, продаж стало меньше. Во Вконтакте ограничены возможности рекламы по сравнению с другими соцсетями, да и стоимость подписчика запредельная — больше 100 ₽. В запрещенных соцсетях выходило 6—7 ₽.
С другой стороны, сейчас сильно подорожали игрушки импортного производства, а мы можем держать цены на прежнем уровне, закладывать нормальную маржинальность и быть более конкурентоспособными.
Поток клиентов из соцсетей упал, но большой прирост дали маркетплейсы — настраиваем рекламу там, и идут хорошие продажи».
Оксана Гришанова, владелица магазина деревянных игрушек Montessori Toys
Больше полезных материалов на сайте Бизнес-секретов.