Найти тему

«Угрюм-река» Юрия Мороза (2021). Непревзойдённый шедевр киноклассики

Юрий Мороз родился, чтобы работать режиссёром художественного кино, даже когда снимает сериалы. Он актёрский режиссёр (в 1979 году он окончил Школу-студию МХАТ, играл 10 лет в Ленкоме у Захарова, потом поступил во ВГИК к Герасимову) и наделён лёгкостью прирождённого актера, который ловит «волну» общения и суть момента.

«Угрюм-река» — это ответ на вопрос о том, зачем заниматься режиссурой, зачем вообще нужно кино. Это НЕ сериал, а многосерийное художественное полотно, которое отображает не видеоряд, а чувства героев книги, как если бы они были настоящими людьми в СВОЕЙ ЖИЗНИ.

Мне кажется, Юлия Пересильд стала Полярной звездой киноэкрана именно в роли Анфисы Козыревой. Александр Горбатов в роли Прохора Громова – это вообще загадка о переносе духа времени на два века назад. Нечеловеческая борьба с природой и людьми за значимость, выраженную в золоте – это дьявольская поэзия романа, отражённая в фильме сполна, особенно ролью Петра Даниловича Громова в исполнении Александра Балуева. Этот фильм – готическая картина взлёта и падения человеческой души, украденной страстной шаманкой Синильгой и сожженной неживой вселенской ненавистью Тунгусского метеорита, прилетевшего в финале фильма из самой Преисподней.

Юрий Мороз – сильная личность и снимает фильмы о сильных людях, мужчинах и женщинах: «Каменская», «Братья Карамазовы», «Угрюм-река». Он не красуется, не поучает и не воспитывает. Он живёт в одном силовом пространстве с сотнями таких же профессионально мощных личностей как он. Это силовое поле не отпускает его и творит новые миры. Он почти лишён концептуального мышления, отражая жизнь в естественных красках и смыслах, в природных мотивах переплетения судеб.

С 1900 по 1920 год Шишков совершает экспедиции по Иртышу, Оби, Бии, Катуни, Енисею, Чулыму, Нижней Тунгуске, Лене и Ангаре. Фильм – это не только фантомный аттракцион вживания в смысл времён золотой лихорадки в Сибири 19 века, это ещё и фантастическая панорама природных ландшафтов, откуда ароматы тайги и пьянящий ветер сибирских рек проходят сквозь экран.

Этот фильм вскрывает коды русской цивилизации: романтику покорения безграничных сибирских пространств, кровные узы потомков разбойников и их жертв, взлёт предпринимательской мысли и разорительная сивушная жадность. Как упущенная возможность, пропитой приз судьбы в фильме – Нина Куприянова (интереснейшая игра Софьи Эрнст).

Невозможно представить количество страстных поклонников романа Вячеслава Шишкова во многих поколениях русских людей. В основе этой удивительной жаркой, напоминающей сон с нашим участием истории – опасные похождения совершенно необычного, очень сильного и очень умного человека, стремящегося к Невозможному, - сценарий, который лёг в основу всех легенд и религий мира. По этому путеводителю и стоит читать роман или смотреть фильм, следуя 12-ти универсальным вехам «Путешествия героев» всех времён и народов, от Ахиллеса и Одиссея до Нео из «Матрицы»: 1) отказ от серой обыденности, 2) обретение вдохновения путешественника, «зова», 3) преодоление сомнений, 4) связь с высшими (низшими) Силами, 5) пересечение точки невозврата к прежней жизни 6) преодоление испытаний с друзьями против врагов, 7) определение конечной цели, 8) реализация цели, успех, прохождение главного испытания, 9) получение награды или проклятия (или и того, и другого), 10) возвращение в своё старое-новое царство, 11) переход в новое божественное или демоническое качество властителя жизни, 12) бессмертие в элизиуме или инферно.

· Из обычного тусклого мира прозябания и полуживотного счастья пресыщения, внутренняя пустота и внутренняя сила Прохора Громова толкает героя искать «землю обетованную», полную чудес и приключений, а главное – любви неземной женщины Синильги, ради которой Прохор пойдёт на любые испытания, которая ждёт от него только победы … и золота.

· Сам привычный комфорт бессмысленного существования является для Прохора проблемой, ласковыми объятиями отложенной смерти. Причину своей «безликости» герой соотносит с более масштабной проблемой лжи, невежества и насилия своего отца. Призыв к схватке, прилетевший с вершин енисейских гор – это вызов, предложение высших сил сделать выбор – остаться никем или стать рыцарем собственного предназначения. Судьба-крупье предлагает сделать ставку и проложить только свой путь.

· Страх перед неизвестностью, потенциальной неудачей, перед страданием, унижением и болью всегда останавливает нас. После осознания перспективы выхода из жизненного тупика или блестящей возможности, которую страшно будет упустить, утратить навсегда, внутренняя борьба усиливается и это называется экзистенциальным сомнением. Здесь герою нужна решительность и даже одержимость образом своего будущего величия. Воинское начало Прохора олицетворяет этапе Ибрагим Оглы.

· Путеводной звездой на новом жизненном Пути должны стать родовые или иные высшие силы, Учитель, друг-наставник, прошедший свой Путь и открывающий герою мудрость своих учителей и принципы Пути, которые созвучны законам Вселенной. Особые люди слышат голос Всевышнего для того, чтобы пройти Путь до конца. Для Прохора — это Дух Угрюм-реки, воплощённой шаманки Синильги и её посланники-проводники, сопровождающие Прохора по смертельным порогам к власти над собой и людьми.

· Главное – сделать первый шаг в будущее: сесть на борт корабля или самолёта, на поезд, воздушный шар, сесть за руль супер-кара. Условия выполнения задачи ясны. Теперь надо исполнять правила игры под названием Жизнь. Решение действовать принято. Герой на взлётной полосе. Теперь надо набрать взлётную скорость, а потом – приземлиться. Препятствия и помехи перед Началом преодолены. Назад дороги нет. Прохор уходит в Неизвестность, в таёжную пустыню дикого холода и мрака, где его ждёт смерть или преображение.

· Друзей и врагов можно встретить только на Пути, если ты по нему идешь, а не стоишь на месте. И друзья, и враги становятся инструкторами, дорожными полицейскими, подсказывающими путь и наказывающими за нарушения правил движения (Яков Назарович Куприянов, следователь Голубев). Лучшие качества героя могут понравиться одним и вызвать тревогу других. На пиратской Тартуге нельзя терять бдительность. Через ум, сердце и шкуру героя проходит череда событий (проверка на смекалку и прочность, знакомства и ссоры) и оставляют в нём болезненные следы. Преодолеть боль – значит продолжать бесстрашно двигаться дальше.

· Пришло время решающего испытания, чемпионата на титул. За плечами – годы тренировок. На тебя смотрит тренер, друзья и родные, вся команда. Трибуны бушуют. Герой вспоминает свои прошлые и будущие жизни – на гладиаторской арене, на вершине Эвереста, на земной орбите. Впереди – или триумф или небытие. В противостоянии победит сильнейший и да помогут ему боги. Только для победы Прохору надо будет предать Ибрагима, посадить в сумасшедший дом отца и убить любящую его женщину – Анфису.

· И вот герой видит лицо и слышит дыхание врага – его собственного отца в самом себе, видит всех тех, кто затягивает его в патриархальное болото прошлого. Прошлое явно сильнее. Но герой не один. С ним его страстная мечта – Синильга, в золотых лучах его славы. Это важнее всего. Надо умереть и родиться заново, чтобы это понять. И тот Прохор действительно умирает на суде над Ибрагимом, а возрождается в виде оборотня, хищного зверя-чудовища Угрюм-реки.

· Победителей не судят. Высшая награда – быть чемпионом, победителем рыцарского турнира, завоевателем принцессы (Нины), быть мастером Жизни (промышленником золотых приисков), быть избранным (Синильгой и всего шаманского племени), быть пророком вакхического бога Пана. Тот, кто выпил из чаши могущества правителя, помазанника высших (или низших) сил, остановиться уже не может.

· Но в мире нет окончательных свершений. Силы рока вечны в своей вражде, как и силы света – в своей благодати. И внутренние искушения, разочарования, ошибки, опасения-подозрения и дикая злоба тоже пытаются обратить героя вспять. Далее – рассказ о внутренней титанической борьбе Прохора в том аду, который он сам для себя создал.

· Герою любого мифа надо возродиться в том мире, откуда он ушёл, вернуться в него в новом качестве и преобразить его после выполненной миссии. Но перемены в том болоте, от которого он и ушёл, не всем по душе. Теперь надо доказать своё право на новую жизнь в старом мире и понять самому, что он выучил урок и не будет совершать старые ошибки. Герой смотрит на обычных людей другими глазами – он видит их потенциал, который смог раскрыть в себе. Умереть и родиться заново – это, прежде всего, похоронить свой эгоизм и начать думать и делать «о других». Может быть надо простить себя, как простил его Господь.

Но Прохор не прошёл этот этап. Он создал вокруг себя чудовищ, подобно самому себе.

· Вместо того, чтобы создать царство справедливого труда и изобилия на Угрюм реке своей юности, Прохор начинает проливать кровь, и она заставляет разгореться дьявольский огонь ненависти в его груди, от которого нет спасения. Падающий Тунгусский метеорит в фильме символизирует беспредельную жестокость вечного Зла, которое околдовало Прохора в юности в огненном образе прекрасной шаманки. В пламени взрыва Прохор, наверное, успел вспомнить и понять, что он любил одну единственную женщину на всём белом свете, которая теперь встретит его в стране теней – убиенную им Анфису.

-2

Я бы назвал «Угрюм-реку» Юрия Мороза самым выдающимся творением отечественного кинематографа и без исключения всех актёров высокими мастерами классической драмы.