Данная публикация содержит статью, ранее публиковавшуюся вк, этой же теме посвящён выпуск подкаста, который можно послушать в Яндекс.Музыке и ВКонтакте.
Отбросы и ядра. Эстетики в актуальной культуре
Эстетика — слово, ставшее уже давно родным, привычным. Семантика, которую это слово подразумевает, также предельно ясна. Но в настоящее время привычное и родное денно и нощно допускается к пересмотру, искажению и переработке. В случае же с эстетикой, нам достаточно будет всего лишь изменить окончание слова, чтобы столкнуться с феноменом, возникшим в современной культурологии. Эстетики (здесь и далее без кавычек) — это уже нечто новое. И говоря об эстетиках, речь идёт, конечно, не о юных эстетах, но о том, к чему допустимо применить синонимичный, казалось бы, термин — стилистика, но применение такое невозможно.
Попробуем распутать клубочек. Для начала приведём несколько голых примеров названий эстетик — чтобы отвергнуть любые оставшиеся сомнения и окончательно убедиться, что с таковыми мы уже неоднократно сталкивались в мета-пространстве Сети. Гоблинкор, дримкор, вейрдкор (англ. Goblincore, dreamcore, weirdcore) — новые модные слова, множащиеся в хэштегах социальных сетей. В то же время бытуют и более олдскульные формулы — стимпанк, киберпанк, вебпанк (англ. steampunk, cyberpunk, webpunk) — употребляемые ещё с прошлого столетия. Так что же такое — эстетики в современном понимании? И в чём же заключается разница между «core» и «punk», и почему для образования имени культурного явления используются именно эти корни?
Начнём с панков, поскольку именно так распорядилась история: панк послужил началом всему словообразованию современных эстетик. Причём, панк, отнюдь, не из пьесы Шекспира, а из ливерпульской подворотни — шипастый, кожаный, с кастетом в кармане. Безусловно, такой образ — гротеск, стереотип, отчуждение атрибутики от исходного кода субкультуры. Однако описывая историю возникновения субкультуры, именуемой панками, мы потратим массу времени на изучение музыки, её влияния на английскую и американскую молодёжь — исследование такое следует считать бесспорно увлекательным и полезным. Но в случае нашего предмета, мы имеем совершенное моральное право ограничиться на данном этапе стереотипным представлением о гротескном представителе этой субкультуры. И вот, почему. Американский писатель Брюс Бетни подразумевал именно такое восприятие панков, когда создал рассказ, повествующий о подростках-хакерах — рассказ, который получил название Cyberpunk. И на момент написания, в 1987 году, это слово стало неологизмом автора. Его собственным изобретением. Сам Брюс объяснял свою выдумку примерно так: «Представьте себе панка на мотоцикле, опасного хулигана. Но только встречаете вы его не на улице, а в собственном компьютере. Нужно было найти для этого специальное слово». И слово было найдено, и рассказ опубликован. Так появилось и слово steampunk, когда в том же 1987 редакторы старались найти точный описательный термин для фантастических рассказов, связанных с альтернативной историей и атрибутикой Викторианской эпохи — стимпанк стал авторским неологизмом писателя Кевина Джетера. И изобретая такой неологизм, Джетер, как известно, отталкивался от родившегося уже киберпанка.
Всё же, несмотря на доступность и очевидность подобного рода исторических справок, важно обратить внимание, что своей изначальной семантики слово панк потерять не может, каким бы ни был другой корень в словообразовании жанра, эстетики. Панки — отбросы, отщепенцы. Панк — всегда конфликт. Киберпанк — антиутопичен. Как же поступить в случае, когда желание сохранить эстетику противоречит идеологии жанра?
И тут на сцену выходят сердца. Потребовалось всего лишь чуть больше двадцати лет (смешной срок с точки зрения культурологии!), чтобы эстетика перестала быть неразрывно связана с этикой. Интернет, социальные сети, 2010-е. Три кита, на которых и стоит рождение того вайба, который стал невероятно актуален теперь, в настоящие дни. И если теперь всевозможные cores бытуют в трендах TicTok, то началось всё с Tumblr. Тамблер появился в 2007, спустя именно двадцать лет с вынесения панка за пределы музыки, и представлял из себя (и представляет, в общем-то до сих пор) систему микроблогов, в которых каждый пользователь способен делиться с аудиторией практически любого рода и типа материалами — изображениями, текстами, аудио. Именно в Тамблере впервые появились ссылки на dreamcore, weirdcore — такие игры с конем core (ядро, сердце) стали отличительной чертой именно этой социальной сети. Прежде чем мы детально рассмотрим, что именно подразумевалось под этими тегами, обратимся непосредственно к корню core. И заметим, что он, равно как и в случае с панком, изначально находил своё употребление именно внутри музыкальной среды. И что отдельно любопытно в контексте рассматриваемого предмета, -кор музыкальный был изначально неразрывно связан с музыкальным же панком. Хардкор образовывается именно в тот момент, когда панк-рокерам перестаёт хватать с своём жанре скорости, тяжести, агрессии — появляется на свет ядро тяжести, хардкор. Музыка становится громче, становится средоточием громкости «перегруженного» звучания инструментов — и направлена эта музыка из ядра, каковым является, слушателю напрямую в сердце. Безусловно, такая форма чересчур поэтична, однако она срабатывает именно таким образом. И сперва само слово хардкор начинает участвовать в словообразовании (пост-хардкор), затем -кор отделяется и продолжает развитие как самостоятельная структурная единица жанрового словообразования (metalcore).
И вот тут происходит механика куда более логичная, нежели в случае с панком. Если в первом случае писатель изобретал термин, основываясь на стереотипном образе приверженца субкультуры, то пользователи Тамблера, как и любые люди вообще, имели полное право задать вопрос такого толка: если есть сердце тяжести, есть сердце металла, то почему не быть сердцу ностальгии, сердцу сновидений? Появляются соответствующие хэштеги — в подписях к публикациям с характерными визуальными особенностями. Изучить подробнее эти особенности, их причастность к эстетикам (мухоморы и жучки — goblincore, летающие в облаках глаза — weirdcore и т.д.) сейчас беспрецедентно просто — в Интернете существует целая энциклопедия, посвящённая эстетикам.
Что занятно, ни -панки, ни -коры не утратили своей связи с музыкой! — явление эстетик является мультидисциплинарным. У каждой эстетики есть характерная для неё музыка. Более того, некоторые эстетики дают название и полноценным музыкальным жанрам — взять хотя бы стимпанк (Abney Park, Steam Powered Giraffe). Здесь впору проследить своеобразную нежность преемственности — что изначально пришло из музыки, так или иначе возвращается в музыку.
Отдельно стоит упомянуть связь эстетик и направлений в искусстве. Есть ли такая связь вообще? Можно ли сравнивать каким либо образом -измы с -корами? Художественные направления, художественные жанры — удивительным образом чаще всего оказываются так или иначе связанны с академией, её участием в формировании культурной ткани бытия. Будь то жанр галантной картины (fêtes galantes), который был изобретён ради одного только художника Ватто, или же будь то братство прерафаэлитов, которое образовалось с целью именно сбежать от академизма. Тем более, видимая или невидимая, но рука академической институциональности присутствует практически во всех явлениях истории современного искусства. В случае же с эстетиками, следует заметить, что они всё же, несколько шире как явление, более свободны в своём исключительно демократическом разгильдяйстве — они создаются анонимами в Сети, видоизменяются и оформляются другими анонимами, их пульс, их динамику не проследить и не спрогнозировать. Под демократическим разгильдяйством верно понимать безусловную свободу распространения и трансформации. Например, была придумана небольшая игра с ресурсом Pinterest — в строчку поиска предлагается ввести своё имя, добавив к его окончанию -core, и посмотреть на изображения, которые предложит ресурс — увидеть таким образом свою эстетику. Вместо имени может быть никнейм, имя собачки, марка автомобиля — в мире эстетик у всех и у всего есть своё сердце.
Приятна несокрушимая вера в то, что в скорейшем времени феномен эстетик будет интерпретирован в различных проектах современного искусства. Поскольку именно данный феномен во многом определяет актуальные тенденции во всём визуальном. Выставки, фото-буки, фильмы — посвящённые как конкретным эстетикам, так и их идее вообще. Приятно верить в это особенно сейчас, когда ситуация с детерминацией и описанием максимально актуальных явлений в искусстве напоминает застой, если не руины.