Здесь я продолжаю делиться алгоритмом создания корпоративных образовательных программ и это вторая часть описания шага "Создание структуры программы".
В части один мы прошли следующие задачи:
- Создание воронки программы
- Синхронизация программы с бизнес-процессами компании
В этой статье мы обсудим 3 и 4 задачи этого шага, поехали!
3. Создание пути пользователя
– расположите блоки и элементы программы в логическую последовательность. О чем стоить помнить:
- Какой бы ни была цель программы, у нее всегда должно быть понятное для пользователя начало. Еще до старта вы должны ответить пользователю на вопросы. В каком формате это делать зависит только от вашей фантазии, это может быть памятка/гайдлайн/вебинар/лонгрид/видео-обращение и пр. В планировании пути пользователя запланируйте точку начала и учтите следующие вопросы, на которые вы должны будете ответить пользователю:
>> Дата начала и завершения, общая продолжительность
>> Цели программы для пользователя
>> Чего ожидать от программы и правила прохождения
>> Как и в каких форматах будет проходить программа
>> К кому обращаться, если возникают вопросы
- Точка завершения, которая подводит формальный и неформальный результат программы и дает возможность пользователям отрефлексировать свой опыт. Формат, в котором вы проводите завершение зависит от вас, но помните, что окончание программы всегда должно включать в себя:
>> Эмоциональный подъем, вне зависимости от того, успешно ли пользователь справился с программой. У них должен быть заряд сил и мотивации двигаться дальше и применять полученные знания и навыки. Подробнее про эмоциональный путь пользователя мы поговорим чуть позже.
>> Возможность отрефликсировать свой опыт: что получалось, что было сложным, какие основные уроки вынес, как программа повлияет на профессиональное развитие пользователя и, самое главное, что они будут внедрять в свою деятельность уже завтра (так называемые “next steps”).
>> Возможность поделиться своими открытиями, сложностями с другими участниками. Чаще всего это создает эмоциональную атмосферу и так или иначе дополняет рефлексию, которую участник самостоятельно провел.
>> Возможность дать обратную связь организаторам. Это важно не только вам для возможности улучшить вашу программу на будущее, но и для самих пользователей, т.к. когда пользователь делиться с вами своим мнением, вы его слышите и цените.
- Располагая блоки, руководствуйтесь логикой и здравым смыслом. Блоки не обязательно должны идти линейно, они могут разбиваться на более мелкие и мешаться между собой. Важно - помните золотое правило “одно должно вытекать из другого”. Иными словами – пользователь получает информацию последовательно и эту последовательность определяете вы.
Например:
- Путь пользователя начинаться с обзора полной картины (общего) и дальше спускаться в частности, проходя тему за темой и в конце снова собираться в общую картину.
- Путь пользователя начинаться с обзора полной картины (общего) и дальше спускаться в частности, проходя тему за темой и по итогу прохождения каждой темы, вы возвращаетесь к полной картине (общему) показывая как та или иная часть в неё встраивается.
- Путь пользователя может начинаться с задач, которые вы перед ними ставите, решая которые у них возникают вопросы, которые вы потом покрываете теоретическим материалом, сопровождая рефлексией и даете возможность попробовать решить задачу еще раз.
Какую бы логику соединения блоков программы вы не выбрали, их может быть великое множество, смотрите на нее глазами пользователя и регулярно задавайте себе вопросы: все ли логично? все ли удобно по усвояемости для пользователя? Есть множество разных концепций как на этом этапе соединять программу воедино, какую вы выберите зависит от вас и ваших целей. Я не буду здесь подробно описывать варианты, так как они прекрасно описаны и исследованы с разных сторон и вся информация доступна в интернете (см. цикл Колба, UX дизайн, CJM, Педагогический дизайн и пр.).
- Разбейте программу на несколько внутренних треков, если подразумевается что пользователи, в зависимости от профиля и задач должны пройти разными путями.
Объясняю на простом примере: предположим, вы делаете программу адаптации в должность и при этом знаете, что в программу могут входить как внутренние кандидаты (т.е. сотрудники переходящие на эту должность с другой), так и внешние кандидаты (кандидаты с рынка, ранее не работавшие в вашей компании). Часть информации для них будет общей, но часть информации будет нужна только для внешних кандидатов.
- Продумайте контрольные точки или, иными словами – промежуточную и финальную оценку результатов пользователей. Постарайтесь посмотреть на этот вопрос не только с точки зрения вашей оценки пользователя (всеми любимые тесты), но с точки зрения того, как такие точки контроля помогут пользователю успешнее справиться с программой. Возможно, на каком-то из этапов стоит сделать точку контроля, чтобы пользователь выполнив самопроверку увидел, что освоил не всю информацию и имел возможность вернуться к материалу и изучить его еще раз. В этом вопросе постарайтесь не фокусироваться на том, в каком формате будут проходить эти контрольные точки, об этом у вас будет время подумать позже. Обратите ваше внимание на то, где такие точки нужны и нужны ли они вообще.
- Продумайте, что будет с пользователем до прохождения программы. Нужно ли его определенным образом подготовить к ней? Возможно пользователь должен что-то сделать/изучить заранее.
- Определите, что будет с пользователем после прохождения программы. Другими словами, обдумайте то, что будет происходить с пользователем на следующий день после прохождения программы? С какими вопросами он может столкнуться, какая поддержка ему может быть нужна? Думайте с перспективы 1 неделя, 1 месяц, первые 3 месяца после программы. В редких корпоративных программах требуется думать на 12 месяцев вперед. Ответив на эти вопросы запланируйте активности и включите их в путь пользователя.
4. Определение продолжительности программы.
К этому вопросу вы, так или иначе, будете возвращаться неоднократно по мере наполнение программы деталями. Но здесь вам важно “прикинуть” сколько займет прохождения всей программы у пользователя.
Читайте далее в части 3.
----
Шаблон таблицы для создания корпоративной образовательной программы - здесь.
<<< Создание пути пользователя ЧАСТЬ 1
Создание пути пользователя ЧАСТЬ 3 >>>