Константин Орлов — руководитель общества трезвости «Елисаветинское», которое уже более пяти лет помогает выздоравливать людям с зависимостями. В его жизни было многое: и тяжелые наркотики, и не менее тяжелые запои. В преддверии праздника иконы «Неупиваемая Чаша» мы беседуем с Константином о духовном рабстве и пути к Богу.
Духовная несвобода
— До 29 лет я вел асоциальный образ жизни, — начинает свой рассказ Константин. — В 7-м классе нюхал бензин и курил сигареты, в 14 лет выпил пива, в 17 — попробовал анашу, а в 19 впервые укололся.
Я нарушал законы общественной морали и Уголовный кодекс, нарушал осознанно, с упоением, превозносясь над своими жертвами и вытирая о них ноги. И чем большую боль я доставлял людям, с тем большим наслаждением это делал. У меня развилась непомерная гордыня, с которой невозможно жить на земле, только в аду…
— Но если Вы сейчас здесь, передо мной, стали руководителем общества трезвости в нашем монастыре, значит, был момент, когда пришлось что-то менять?
— Здоровье и психика сильно расшатались, и я поехал на остров Валаам «подлечиться», прийти в себя. Сестра рассказала про парня с работы, который пробыл там две недели и вернулся совершенно другим человеком. Поехал я туда как в санаторий, хотя уже тогда всем было очевидно, что общедоступными средствами, к которым я раньше прибегал, справиться с зависимостями не получится.
На Валааме я узнал о Боге, о том, что Господь — это не старик с бородой, а Дух. И что Он человека изменяет, исцеляет и любит. Мне рассказали про исповедь и Причастие, благодаря которым с Божией помощью человек может измениться и оставить греховные пристрастия.
Правда, долгое время я ходил вокруг да около Церкви, на самом деле не понимая сути.
— Но, я так понимаю, в храм Вы все-таки пришли?
— Я исповедовался, причащаться меня не благословили. Потом меня пригласили в строительную бригаду, и я остался на зимовку. Первую зиму иногда бывал на всенощном бдении, литургию не посещал. Второй год вообще редко в храм заходил. Причащался эпизодически, по большим праздникам, и то не всегда.
— Вы не чувствовали тогда, что Бог Вам нужен?
— Нет. Я думал, что Бог поможет мне употреблять умеренно, и я смогу дальше так же кайфовать. И никак не мог понять, что за ерунда такая, откуда такие катаклизмы: на острове держался, но как только приезжал домой — моментально падал. Восемь месяцев на Валааме, здоровье как у быка, а в Питер возвращаюсь и сразу срыв. И если раньше я мог употреблять до полугода, то тут месяц покололся — и полное истощение сил, просто хочется умереть...
Таких попыток «реабилитации» было несколько. Но каждый раз ждало полнейшее фиаско. Как только уезжал с Валаама, сразу же ударялся во все тяжкие, насколько здоровья хватало. Всё время казалось, что можно взять зависимость под контроль. Я был не согласен расстаться с наркотиками. И не мог терпеть никаких сложностей. Мне нужно было всё и сразу.
— Как я сейчас понимаю, всё происходило из-за полного непонимания, что такое страсти, где они гнездятся. На Валааме была духовная библиотека, и я читал святых отцов, но без грамотного духовного руководства это бесполезно. Усилием воли я с собой ничего сделать не могу: не могу отказаться от страстей и удовольствий, не могу заставить себя молиться или кого-то полюбить. Полная духовная несвобода. Но каким-то удивительным образом я понимал, что нужно себя ставить в те условия и обстоятельства, которые будут способствовать моему внутреннему изменению. Мне очень повезло, что я смог увидеть волю Божию и почувствовать, что это именно она.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Воля Божия
— После очередной неудачной попытки социализации в миру я снова поехал на Валаам. И по молитвам отца Вениамина Господь коснулся меня Своей милостью. Лето было залихвацкое, с веселыми ночными посиделками, в которых я с радостью принимал участие, но, скажем так, ничто не приносило мне существенного вреда. Бог давал возможность выполнять послушание на ферме, и внутри было мирное и благодатное состояние, хотя поступки я совершал противоположные.
Однажды на братской литургии Господь явно коснулся меня. Я почувствовал действие Духа Божия. Это невозможно описать словами. Но такое не могло пройти бесследно. И внутри зародилось чувство, что должно произойти что-то судьбоносное.
Вскоре на лесной дорожке я встретил свою будущую супругу Оксану. «Мне нужен мужчина» — она с детьми собиралась в лес, и им требовалась мужская помощь. И это действительно была моя судьба.
Отец Вениамин с радостью и воодушевлением благословил нас на брак. Вместе мы приехали в Минск, где я столкнулся с такими сложностями, что до сих пор удивляюсь, как смог их пережить. Не убежал, как обычно, ничего не бросил... Только с Божьей помощью.
«Все демоны преисподней пришли со мной познакомиться»
— Через какие трудности пришлось пройти?
— В Минске я никого не знал, куда пойти работать — непонятно. Деньги давались с невероятным трудом, я к такому не привык. Но Бог никогда не оставлял, все сложности и скорби разрешались.
Вообще, скорби начинаются с небольших поблажек. Когда мы только приехали в Минск, первые пару лет вечернее правило читали вместе с детьми. Потом дети окончательно выросли, жизнь стала получше, и как-то постепенно правило читать перестали. Потом стали иногда пропускать службы по воскресеньям. И всё...
Мне казалось, что вся радость и веселье только на дне стакана. Праздник — это обязательно «пузырь», шашлыки: сели, накатили, закусили, потом еще взяли, с утра опохмелились... Вот она, жизнь настоящая! А сейчас смотрю и ужасаюсь: Боже мой, как я мог в таких иллюзиях находиться? Как такое скотское состояние могло нравиться? Не понимаю...
— Это и есть та самая духовная несвобода, о которой Вы говорили?
— Я бы даже сказал, духовное рабство. Ты сам себе не хозяин. А освободить может только Христос.
Ты ведь знаешь, что грешить плохо. Знаешь, что будешь убытки духовные терпеть. А почему тогда делаешь? Потому что рабство: Христос тебя освобождает, а ты опять туда же. Истребить, победить греховную сущность может только Бог. Вот почему надо чаще причащаться. А мир нас закручивает, затягивает в свою суету, и мы теряем желание причащаться: «Я Бога люблю и причащусь. Только не в эти выходные, а в следующие».
— Мы все знаем, что Бог есть любовь и заповедал нам любить ближнего как самого себя. А что значит любить? В первую очередь, прощать. Я же себе всё прощаю...
Например, пришел я домой, а там немытая посуда. Казалось бы, чего проще: взять и помыть. Но с каким это трудом дается... Я ведь пока посуду эту помою, сколько помыслов и злых мыслей сердце мое искорежит! А почему? Из-за раздутой гордыни и самомнения. Ведь если бы я не был обременен гордостью непомерной, разве мне было бы тяжело помыть посуду? Если бы я от чистого сердца любил свою семью, как заповедал нам Христос, разве это стало бы такой проблемой? Но поскольку во мне живет страсть, моментально наружу выходят все болезненные состояния.
При этом сейчас мне предлагается не принимать обезболивающее вообще, столкнуться и бороться со своими страстями «на сухую». Предлагается обрести навык обращения к Богу. Бог хочет, чтобы я немного потерпел здесь, на земле, чтобы не страдать в вечной жизни. Но это крайне болезненный процесс.
— А что может помочь человеку сделать этот внутренний выбор и шагнуть навстречу Богу?
— Если человек находится в аду, а ему протягивают руку со словами «давай мы тебя отсюда вытащим» — думаю, каждый согласится. В том положении, в котором находился я, по-другому быть не могло. Мне немного приоткрылся духовный мир. Я лежал в комнате и чувствовал, что все демоны преисподней пришли со мной познакомиться и заодно снять мерку... Я понимал, что сковородка для меня уже разогревается. Еще немного, еще попущение Божие — и тело мое отойдет, а душа попадет к этим зверюгам. Было очень страшно. Но стало понятно, что выход только в обществе трезвости. Пока я сам ходил вокруг да около, читал святых отцов и делал всё по своему пониманию, — поступал неверно. Толчок был дан именно на обществе трезвости. Как будто вывихнутый сустав щелкнул и встал на место.
«Я всё должен проверить экспериментально»
— После очередного мрачного запоя я сидел грустный на скамеечке возле монастыря, — продолжает свой рассказ Константин Орлов. — Ко мне подошел знакомый и спросил: «Чего грустишь?» — «Да вот опять отхожу». «Так давай к нам, в общество трезвости, отец Евгений организовал».
Интересно, что отец Евгений Павельчук сразу сказал: «Ты, главное, ходи, и всё поймешь. Только ходи обязательно». Он всегда подчеркивал, что пропускать встречу в группе нельзя. Но я, конечно же, начал пропускать.
— Вся моя жизнь — сплошной эксперимент. Я постоянно пробую себя на прочность. И всё должен проверить экспериментально, потому что верю себе, своему опыту, знаниям и умениям. Но Господь постоянно ставит меня на место. Вот, например, регулярное посещение собраний и встреч. Я проводил эксперименты до тех пор, пока не убедился, что всё происходящее в день, когда нужно идти на группу — спектакль, кино. И теперь всеми силами стараюсь не пропускать наши встречи, даже если прихожу один.
Или посещение храма по воскресеньям. Отец Андрей Лемешонок постоянно повторяет: «Каждое воскресенье ползи в храм». Но снова пошли эксперименты. И вот я уже просыпаюсь с уверенностью, что во мне большой запас благодати, ведь я недавно участвовал в богослужении, причастился и могу поспать. Но моментально происходит похищение сил. Ты понимаешь, что совершил грех, и тянущее чувство внутри начинает тебя съедать. Более того, ты уже не способен сопротивляться внешним обстоятельствам. Вот так опытным путем я понял, что и это правило Церкви нужно выполнять.
Богу надо верить, доверять. А я всё через себя пропускаю. Такой путь неверный и сложный — путь ошибок и страданий. Я никому не советую его повторять. Наоборот, рекомендую довериться опыту святых отцов и тем правилам, которые действуют в Церкви две тысячи лет.
Самая темная ночь — перед рассветом
— А что на практике значит «довериться Богу»?
— Лично мне довериться Богу помогли моменты, когда я был в отчаянии, но молился, и Господь помог. Нужно стараться жить внимательно, замечать и принимать то, как складывается твоя жизнь. Доверять Богу — значит, что все обстоятельства от Бога, и ты их должен преодолеть.
— Но можно же их преодолевать, надеясь на себя...
— Так не преодолеешь. И в этом я убедился на собственном опыте. Я тружусь на стройке, в основном церковных объектов, где постоянно возникают какие-то неразрешимые ситуации. Начинаешь молиться, и всё получается. И через это утверждаешься в доверии Богу. Потихонечку состояние внутренней наполненности становится по-настоящему драгоценным. Понимаешь, что среди всех бурь, катаклизмов, неудач и неурядиц только мирное состояние духа есть подлинная ценность. Ради этого можно и потрудиться, и помолиться, и попоститься.
— Получается, все постановления Церкви и есть наш путь. И только идя по нему, можно получить внутреннее равновесие, целостность и наполненность. То самое мирное устроение, когда тебя никто не раздражает, ты всех любишь, всем готов помочь. И жить становится легко.
Но это бывает редко: то искушение приходит, то страхи нападают, то помыслы одолевают, то тяготит прошлое, то пугает будущее. Это всё нездоровые состояния, и их надо преодолевать.
— И как их преодолевать?
— К Богу обращаться. Других рецептов нет.
Бывает, просыпаешься с пониманием того, что худший грешник на земле. И такое состояние внутренней и внешней испорченности, испачканности, что с кровати сползаешь, становишься на колени и только вопиешь: «Господи, помилуй». Но надо же как-то дальше жить... И вдруг через какое-то время откуда ни возьмись приходит здоровое состояние и даже радость! Вот это и есть самые положительные моменты в моей жизни: когда Бог дает внутренний мир и радость. Всё остальное — просто движение вперед, несмотря ни на что. Зачастую через усилие.
Но Бог есть любовь. И мирное состояние Господь дает вовремя. Вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33: 9). Тянешь свою лямку, тянешь и думаешь: «Боже мой, какой ужас!..» Но сразу такая мысль приходит: самая темная ночь — перед рассветом. А значит, радость всё равно придет.
Вернуть себя в лоно Церкви
— А что делать, если совсем нет сил или желания делать это усилие?
— Состояния бывают разные. Но правильно их оценивать я не способен. Вот сейчас я особенно остро почувствовал необходимость духовного руководства. Не может человек критически на себя посмотреть, эмоции и чувства перебивают истину. И больше всего на нас влияют духи зла: они в нас порождают эмоции, они манипулируют и разжигают разные чувства. И щенячья радость может оказаться ложной и запросто привести к лихому падению. Поэтому нужно быть осторожным и искать духовного руководства.
Духовник открывает глаза на те вещи, которых ты сам увидеть не можешь. Потому что внутри тебя происходят настолько тонкие процессы, греховная сущность настолько укоренилась в тебе, что без руководства не обойтись.
— Средства, которыми должен пользоваться член общества трезвости для выздоровления и духовного восхождения, давно известны: исповедь, Причастие, пост, молитва. Это суть православной психотерапии: ты через духовника получаешь исцеление от Бога, приступая к таинствам Церкви. И, как подчеркивал отец Евгений, важное условие для исцеления — это регулярное посещение собраний и встреч. Но на группе должен сидеть духовник православного общества трезвости. А если вместо него сидит Костя Орлов — большой вопрос.
Конечно, Господь всё равно оказывает Свою милость: ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20). Ведь все братья и сестры приходят с одной болью, с одной болезнью, собираются вместе ради Христа и воюют с зависимостями. Для этого и существует наше общество трезвости «Елисаветинское»: чтобы человек, которого мир уже полностью закрутил, приходил на встречи, вспоминал о Боге и пытался вернуть себя в лоно Церкви.
«В обществе трезвости Господь дает силу»
— Константин, что бы Вы ответили на вопрос: зачем ходить в общество трезвости?
— Чтобы не пить было легко. Если ты регулярно ходишь на встречи, то держишь себя в тонусе, ждешь удара; у тебя выстроена защита и ты можешь отразить нападение помыслов. Не ходишь на группу — и бесы запутывают, отвлекают и наносят такой удар, который выдержать невозможно. Человек срывается. Эта брань происходит каждую минуту, и ее тяжело нести в одиночку. А когда мы собираемся вместе, общаемся, молимся — Господь дает силу.
— А каким был момент, когда Вы поняли, что трезвость на самом деле — естественное состояние человека?
— Несколько лет назад я сорвался. Это случилось на Троицу. Я тогда работал на нескольких работах. Думал, что надо очень много зарабатывать. В тот день очень качественно потрудился. Супруга уехала, дома никого. И вот иду я после работы через скверик: лето, тепло, семейные пары отдыхают, благодатная атмосфера. Душа так и поет. Вдруг вижу пивоварню, оттуда раздается музыка, задорный смех. «Ну, подумаешь, пивка накачу с молодежью и поеду домой». После того, как я проспался и понял, что день рождения Церкви провел в умате, — я больше не хотел жить в иллюзиях.
Начинать с нулевой отметки
— А в чем ценность трезвости?
— Как пионерам говорят: «Будь готов!», так вот я могу ответить: «Всегда готов». А если я пьяный или с похмелья, какой с меня спрос? Кроме того, трезвым я могу правильно оценивать жизненные ситуации и их последствия, видеть события такими, какие они есть на самом деле: грех — значит грех, победа — значит победа.
Совесть внутри каждого человека есть глас Божий, и человек из себя исторгнуть ее никуда не может. Это часть души, она зашита туда, в наш процессор. Поэтому люди так усердно пытаются ее заглушить. Каждый по-своему.
Но уколы совести пронзают сердце человека. Другое дело, насколько ему это болезненно, насколько он привык к таким уколам. Ведь в какой-то момент наступает окаменение сердца, и человек уже не слушает свою совесть, привыкает к ее терзаниям, на сердце образовывается нарост. И чтобы снизить болезненность этих уколов, люди применяют самооправдание. При желании я очень легко могу с совестью человека войти в резонанс и обличить его, но в этом не будет любви. Я буду просто хотеть сделать человеку больно.
Если на группе я вижу, что брат скоро сорвется — он уже внутри себя поднял стакан, и все демоны запоя в его сердце свили себе гнездо, — говорить ему об этом бесполезно, указывать на просчеты и ошибки поздно. И мы просто молимся. Молимся, чтобы он не умер, чтобы ничего плохого не случилось и у него уже глаза в конце концов открылись на то, какой греховный навык раз за разом приводит его к такому нездоровому состоянию.
— А как Вы понимаете, что будет срыв?
— Человек перестает видеть «берега», окончательно теряется самокритика, не получается правильно оценивать свое поведение, внутреннее состояние. Он становится рабом. Опять мы возвращаемся к духовной несвободе. И речь не только про химические вещества. Возьмем, например, гордыню, которой мы все поражены. Как проявляется зависимость от гордыни? Да точно так же, как и от алкоголя. Алкашу становится невыносимо терпеть и нужно срочно выпить. А человеку гордому нестерпимо хочется всех поставить на место, утвердить свое местоположение в мире и среди людей.
Вот в семье, например, я постоянно всех ставлю на место. Видимо, не дает мне покоя князь Рюрик, которого позвали и сказали: «Управляй нами, мы не можем разобраться со своей жизнью. Помоги нам, и мы будем тебя слушаться». И если на группе как-то получается удержать себя в рамках приличия, не обличить человека больно, то в семье я отвязываюсь полностью и очень хочу сделать всех лучше.
— К слову, после Причастия нередко такое бывает: только вот соединился со Христом, и тут же поссорился с супругом или накричал на детей...
— По словам святителя Феофана Затворника, такое наше состояние можно сравнить с ручьем: в нем течет прозрачная вода, но, если рукой перебить течение, поднимается муть. То же самое и здесь. Господь входит в сердце и изменяет выстроенное человеком по своему усмотрению и комфортному состоянию течение внутренней жизни. И наша муть выходит наружу. Если человек живет внимательно, он пытается с этим что-то делать, прежде всего — молиться: «Господи, Ты мне помоги, я злой человек. Я не люблю людей».
Каждый раз мы начинаем с нулевой отметки, от которой сложно сдвинуться вперед. Но есть хорошая формула: «Содержи ум во аде и не отчаивайся». Это как? Ум же у нас не в голове, а в сердце. Ум — это тот орган, который общается с духовным миром, око сердечное. Господь говорит: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло (Мф. 6: 22). А мое око просто в ужасе, глядя внутрь себя. Другое дело, из этого положения надо выходить и не отчаиваться. Да, ты понимаешь, что не способен к нормальной жизни, все твои навыки противоестественны и греховны. И как дальше с этим жить? Надо обращаться к Богу. У нас есть правила Церкви: пост, молитва, исповедь, Причастие. Исполняя эти элементарные правила, ты потихонечку оказываешься способен к созиданию и жизни в любви к ближнему, а не к себе.
Любовь к себе крайне разрушительна. И чем более скрытым оказывается этот процесс, чем дольше он не проявляется, тем глубже грех впитывается в твою душу, сердце, ум, как инфекция. Ты изменяешься под действием болезни, и дальше выпутываться из такого состояния всё сложнее и сложнее.
«Неупиваемая Чаша» — одна надежда и упование
— Константин, мы беседуем с Вами в день памяти иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Что этот образ означает лично для Вас?
— На своих собраниях в «Елисаветинском» обществе трезвости мы постоянно обращаемся к помощи Богородицы. Потому что только Матерь Божия — одна надежда и упование грешников.
Икона «Неупиваемая Чаша» — наше боевое знамя, мы с ним идем на войну за трезвость. Трезвость — это ценность, которую у нас хотят отнять. А кроме Богородицы, кто нас защитит? И по милости Божией нам дарован чудотворный, исцеляющий от пьянства образ. Вся Святая Русь молится перед этой иконой.
Русские во всех своих скорбях всегда прибегали к помощи и заступлению Богородицы. Борьба с пьянством происходит ведь не только внутри моего сердца, но и в миру. Недаром в акафисте мы читаем такие слова: «Радуйся, ведущим брань противу мира, плоти, диавола и пианства добрая споспешнице».
Дружба с миром — вражда против Бога. И это тот выбор, который придется сделать рано или поздно. Не получится усидеть на двух стульях и прожить серединка на половинку... Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф. 12: 25). И это закон Божий.
Сейчас я как раз стою на этом перепутье: пора внутри себя сделать окончательный выбор. Внешне я его сделал уже давно, а вот внутренне отказаться от любви к мирскому и окончательно выбрать Бога — это решение у меня еще впереди. Хотя человек сам по себе этот выбор сделать не может. И Богородица молит Господа, чтобы Он проявил милосердие к нам, грешным, и помог сделать правильный выбор.
Если Вам или Вашим близким нужна помощь, Вы можете обратиться в православное общество трезвости «Елисаветинское».