Ревнивая натура возможно, досталась солнцу нашей поэзии совершенно и не от африканского предка.
Там - то как раз во-первых, поводы были для ревности, а во-вторых рулили не эмоции, а хладнокровный расчет. Хотя, по тому, что африканский предок поэта вытворял, эмоции были бы извинительнее.
Материалы об Абраме Ганнибале, как все остальное на моем канале, хоть краем касающееся великого поэта можно найти в подборке тем:
А сегодня мы обратим взоры на чисто русского предка Александра Сергеевича, который приходился ему прадедом по линии отца, и жил в последней четверти 17 - первой четверти 18 века.
Звали его Александр Петрович Пушкин.
Портрета его, соответственно, нет.
Александр Петрович происходил из старинного русского дворянского рода, которых было много на Святой Руси. Звезд с неба представители этого рода не хватали, к титулованной аристократии никаким боком не относились - обычные служилые дворяне, которых никто бы и не вспомнил сегодня, если бы не их выдающийся потомок.
Он служил в Преображенском полку при Петре Первом. Начинал там с солдата и постепенно сделал небольшую карьеру. Был он достаточно обеспеченным человеком и удачно женился на дочери близкого к Петру человека, адмирала Ивана Михайловича Головина (примерно 1672 - 1738 гг.)
Дочь эту, прабабку поэта, звали Евдокия Ивановна Головина (1703 -1725 гг.).
Удивительна здесь личность ее матери. Мария была второй женой Головина, и родной сестрой Степана Богдановича Глебова (1672-1718 гг.).
Вам это имя ничего не говорит - но погодите.
Глебов был любовником первой жены Петра Первого Евдокии Лопухиной. И когда Петр об этом узнал, хотя, казалось бы, после стольких лет мог бы и отстать, наконец, от первой жены, он приказал Глебова страшно казнить.
У меня этот ужас описан здесь:
Так вот, царская немилость совершенно не распространилась на родственников бедного Глебова, ну или перевесила царская привязанность к Головину - а только Петр лично гулял на свадьбе, когда дочь Головиных, племянница ненавистного ему майора Глебова выходила замуж за Александра Пушкина. Было это в 1721 году.
То есть Александр Пушкин сподвижником царя не был, но женился неплохо и находился, так сказать, в поле видения императора.
Секрет столь удачного брака для ничем не примечательного Пушкина мог быть и в том, что жена ему досталась уже не первой свежести. В том плане, что с кем - то она до мужа уже встречалась, и девкой была порченой.
Тем не менее, муж ее любил и сразу после свадьбы Евдокия начала рожать почти без передышки. За 4 года супружеской жизни она родила 4 детей (2 умерли в детстве) и к концу жизни ожидала уже пятого.
Однако через пару лет после свадьбы у ее любящего мужа - Александра Пушкина, начала потихонечку съезжать крыша.
Уже в 1723 году он лечился у полкового лекаря "от горячки и беспамятства". С этого же времени он начинает подозревать жену в изменах. Жила она у отца, а он находился по месту службы - виделись они не каждый день. Да тут еще прошлое супруги, которое, видимо, не давало мужчине покоя - в общем, он стал зависать на той мысли, что жена от него гуляет.
Далее умирает Петр Первый, и это почему то так сильно воздействует на уже больную психику Александра Петровича, что он сильно заболевает. Там и сердечные приступы, и некое беспамятство...
Тут ему начинает казаться, что жена относится к нему не так как прежде (а прежде, мы помним, она изменяла на право и налево в его воображении, но при этом внешне, видимо, виду не подавала - а здесь подала - еще бы, муж вот какой становится на глазах...)
Они уезжают из столиц в деревню, в свое поместье - но и там больное воображение не дает Александру Петровичу покоя.
Ему мерещатся заговоры. Ясное дело - жена гуляет с крепостными и подбивает их его убить.
Он начинает метаться.
Разъезжает по соседям, по родственникам, просит защиты, жалуется на заговор крепостных. Соседи взывают к его логике - зачем его крепостным убивать, если он их не трогает и им живется хорошо? Но логика здесь не работает. Он боится, мечется, ездит молиться по церквям, постоянно прощается с детьми, плачет. В общем - человека сейчас убьют, и он не знает как спастись.
Конечно, такое его состояние видит и жена. Он пишет письма родным мужа, явно в отчаянии призывая их приехать - состояние у него плохое. И начинает его лечить по своему разумению. Таскает его по бабкам, колдунам, знахарям, благо они теперь в деревне и этого добра там полно. Женщина уверена, что мужа сглазили.
Последним ее приобретением был деревенский колдун Ананий, который читал над барином заговоры и давал ему какие-то рвотные порошки.
И вот 17 декабря 1725 года сдвинувшийся бедняга с женой с утра посетили службу в храме, потом вернулись домой и легли отдыхать (днем).
И тут Александру Петровичу привиделось, что к ним в комнату входит Ананий. Далее он впадает в тоску, и поскольку логика сумасшедшим не ведома, решает убить жену. По той причине, что его возмутило поведение Анания, посмевшего без спроса войти в барскую спальню.
....Зело стало мне тошно без меры, пожесточалось сердце мое, закипело и как бы огонь, и бросился я на жену свою... и бил кулаками и подушками душил... и ухватил я кортик со стены, стал ея рубить тем кортиком...
Описал позже сам Александр Петрович то, что понатворил потом.
В комнату на крики несчастной ворвались слуги, барина оттащили, но беременная жена его скончалась. Учинил это все Александр Петрович, как он сам потом объяснял - не по умыслу, а в беспамятстве.
Жена умирая и исповедуясь у священника еще успела передать через него отцу, чтобы он ...не проливал де за то мужа ее и людей их крови...
Ну и все.
Приехал его брат. Они вместе отвезли тело несчастной женщины в Москву. К ее папеньке.
Александр Петрович оформил явку с повинной, его арестовали, но буквально через пару дней отдали братьям, ибо он был совершенно невменяем.
Далее в сохранившихся документах к этому делу идет завещание, собственноручно написанное Александром Петровичем в 1726 году. И - все.
Что с ним случилось. Где, когда и по какой причине он умер - ничего не известно.
Но точно известно, что прадед нашего Александра Сергеевича оказался способным свихнуться на почве ревности и убить ни в чем не повинную жену.
Кажется мне, что мина замедленного действия была заложена в тот момент, когда ничем не примечательный дворянчик согласился жениться на дочери царского любимца, чтобы скрыть ее позор. Ноша оказалась ему не по плечу... Вернее - не по чрезмерно богатому воображению и слабой психике.
Вот такая семейная история.
Вообще, предки у Александра Сергеевича были настолько специфичны, что некоторая вздрюченность поэта по жизни - самое малое, что он мог от них унаследовать из странного...
Что совершенно не умаляет его личных творческих заслуг.
Для иллюстраций использованы современные изображения Пушкино из свободного интернета. Авторов выявить не удалось.
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал.