После 30 лет работы в школе у меня сложился собственный образ меня самой. Я считаю себя учителем довольно мягким, демократичным, хотя и требовательным. По-моему, эти качества не противоречат друг другу, а вполне могут уживаться в одном человеке. Я не кричу на детей (на самом деле, иногда бывает, но редко, я всегда раскаиваюсь, а уж если наехала всерьез, то извиняюсь). Ко всем своим ученикам я отношусь хорошо, у меня есть любимые ученики, но нет нелюбимых. Я стараюсь не обижать и не оскорблять учеников, не запугиваю их, не читаю нотаций...
Я, я, я... В общем, можно было бы жить дальше и упиваться своей добротой и либеральностью, прощая себя за неизбежные срывы.
Но класс классу рознь. В 7 классе я вполне могу и поругать, и пошутить, и подколоть - с них как с гуся вода: только смеются и совсем меня не боятся.
Но есть у нас 5 класс, на который жалуются все учителя. Они молчат на уроке как партизаны, боятся отвечать, говорят шепотом. Если вызвать к доске, считай, урок пропал, ощущение такое, будто вязнешь в болоте, делают все медленно, чуть что - замирают. Начнешь подгонять, тормозят еще больше. Ужасно тяжело в таком классе работать.
В чем причина их страха и заторможенности? В психической ли организации детей? В авторитарном ли учителе начальных классов, который их запугал? В сложной ли семейной обстановке (а она у них у всех сложная)? В конце концов, какая разница. Но что-то с этим надо делать, как-то их отогревать, избавлять от затормаживающего страха, возвращать детскую непосредственность и эмоциональность.
Я старалась весь этот год быть с ними мягче, спокойнее, но результат если и есть, то небольшой.
А тут, начитавшись у Димы Зицера об атмосфере безопасности на уроке и наслушавшись Колмановского о том, что детей нельзя ругать и наказывать, я решила внимательнее последить за собой постараться максимально убрать из своего общения всякую назидательность, оценочность, раздражительность, нетерпение.
И боже мой! какое неприятное открытие я совершила! Оказалось, что у меня, мягкого и либерального учителя, всей этой дрянью заполнен почти весь урок, причем я сама даже и не замечаю этого. Мне кажется такое общение привычным, правильным, ведь и с нами так когда-то говорили, а мы бездумно несем это дальше.
Казалось бы, как на уроке без оценки? Да очень просто. Ну, поставь ты ее в конце урока за работу, причем без осуждения, порицания, но и без похвалы, без назидания и сокрушения, просто дай обратную связь - и все.
Так нет же, оценочность присутствует почти в каждом моменте урока, почти каждое действие ученика оценивается: делается замечание, похвалили-пожурили, подогнали: быстрей-быстрей, посокрушались: как же так, только повторили это правило, и т.д. и т.п.
Я как представила себя на месте учеников, что меня в моей обычной взрослой жизни кто-то бесконечно хвалит или ругает, ужаснулась.
И вот теперь, в последние дни учебного года я только тем и занимаюсь на уроке, что внимательно слежу на собой и убираю из своего голоса и слов все училковское. На мой взгляд, было бы неплохо устраивать обнимашки на уроке, но пока не решаюсь, это точно не мой стиль. Хотя чувствую, что пятиклассникам это прямо надо. Возможно, и решусь.
У меня прямо прозрения случаются, причем я думаю: как же я этого раньше не видела и не понимала? Например, после написания диктанта вполне обычным явлением было прокомментировать работы учеников, назвать их ошибки и поругать за них, вслух проговорить оценки. Сейчас думаю: зачем? Чтобы все услышали, что у ученика двойка или тройка? Чтобы все поняли, что он недостаточно умен, старателен? Ведь достаточно просто раздать тетради, выполнить работу над ошибками - и все. Думаю, что многие учителя именно так и поступают, но не я! не я!
Или это обязательное, невыносимое и для учителя, и для ученика требование - неизменная проверка работ ученика с обязательным исправлением ошибок. Какая это мука для учителя, слов нет, платят за нее 500 рублей в месяц. Но думала ли я когда, какая это мука для ученика, когда любая твоя работа будет исправлена, зачеркнута и оценена. Ты ничего не можешь написать просто так, даже сочинение.
Вот представить только: ученик вдохновенно пишет сочинение, в котором нет ни одного правильно написанного слова, но вдохновение-то есть, есть какие-то мысли, только выудить их невозможно. И получает свою законную оценку - 3/2. У кого возникнет желание писать сочинение? А что же делать? Можно, например, исправить в черновике, пусть хотя бы в чистовик перепишет правильно и порадуется. А тем, у кого плохой почерк, предложить напечатать на компьютере и распечатать.
Вот такую "крамолу" я потихоньку устраиваю в школе. Надеюсь меня никто не разоблачит и не уволит за такой беспредел)