Этот год войдёт в историю страны не только проведением московской Олимпиады, западным бойкотом СССР из-за вторжения в Афганистан и смертью Владимира Высоцкого. Советский кинопрокат поставил рекорд, который не повторялся даже близко ни до ни после 1980-го. И чиновники в Госкино даже решили, что "поймали чёрта за бороду" - теперь отечественный кинематограф станет приносить стране даже больше денег, чем продажа водки. Почему же этого не случилось?
Принято считать, что в СССР зрители смотрели в кинотеатрах только советские фильмы, из-за чего они и выходили такими хорошими. Однако самый кассовый фильм в истории советского кинопроката - мексиканская мелодрама на цыганскую тему "Есения", которая в 1975 году собрала около 100 млн зрителей. В целом, тот год считался одним из самых успешных в истории советского проката, потому что на втором месте расположился индийский фильм "Бобби", собравший 62,6 млн зрителей, а на третьем "Афоня" Георгия Данелии, который привлёк в кинотеатре ещё более 62 млн человек. Картина об индейцах "Виннету - сын Инчу-Чуна (2-я серия). Трубка мира" (ФРГ, Югославия, Италия Франция) собрала 56 млн, на пятом месте оказалась комедия Леонида Гайдая "Не может быть". Как видим, полная победа по очкам за иностранными фильмами. Год был настолько урожайным по кассовыми импортным лентам (ныне давно забытым), что эпопея Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину" заняла лишь седьмое место, а знаменитый фильм Владимира Мотыля "Звезда пленительного счастья" и вовсе только тринадцатое. Получивший "Оскара" советско-японский фильм "Дерсу Узала" Акиры Куросавы ушел в самый конец - на 17-ю строчку.
Уже в 1979 году казалось, что советский кинематограф переживает глубокий кризис - он просто не интересен зрителям. Чемпионом того года стала слабенькая музыкальная лента "Женщина, которая поёт", посвящённая творчеству Аллы Пугачёвой, собравшая в прокате чуть более 54 млн зрителей. На неё шли именно из-за желания послушать певицу, а вовсе не по причине отличного кино. Почти все остальные фильмы из первой десятки лидеров - иностранные. Это итальянские "Синьор Робинзон" и "Блеф" (второе и третье места), американские "Каскадеры" на четвёртом, французский фильм "Кто есть кто?" на шестом, индийский "Король джунглей" и японская лента "Опасная погоня". В целом, в 1979 году более половины лидеров советского проката были сняты за границей. Складывалось впечатление, что зрителям в СССР уже вообще не интересны отечественные фильмы. И вдруг грянул 1980-й, когда "чёрт был ухвачен за бороду".
Советским картинам, становившимся в разные годы чемпионами проката, было свойственно преодолевать планку в 60 млн зрителей, но 70 млн взять почти никто не мог. И вдруг в 1980 году это произошло сразу с тремя лентами. Если "Есению" сейчас в нашей стране никто не помнит, то картину "Пираты XX века" нередко повторяют по телевизору. А ленты "Москва слезам не верит" и "Экипаж" являются народными. Все эти три фильма не только ушли выше 70 млн зрителей, но и пошли намного дальше. "Пираты" собрали 87 млн, а мелодрама Владимира Меньшова - 84 млн. Такого спроса на советскую кинопродукцию в кинотеатрах нашей страны не было никогда. Иностранцев зрители словно бы игнорировали.
На четвёртом месте расположился детектив "Петровка, 38", собравший 53 млн зрителей, на пятом - одна из любимых картин моего детства "Приключения Али-Бабы и сорока разбойников", совместный советско-индийский проект с 52,8 млн зрителей. Наконец комедия "Сыщик" с Андреем Ташковым заняла шестую строчку, собрав 43 млн человек. Всего шесть отечественных фильмов совместно заманили столько зрителей в кинотеатры, сколько в иные года не удавалось сделать и всем остальным советским фильмам из топ-30 лидеров проката вместе взятым. В 1980 году народ валом валил иключительно на наше кино, поскольку режиссёры радовали граждан огромной страны массой великолепных лент в самых востребованных жанрах - боевиках, комедиях, приключениях. Происходило нечто невероятное.
Год был настолько урожайным, что отличная лента "Гараж" Эльдара Рязанова расположилась всего лишь на 18-м месте, масштабная историческая эпопея "Юность Петра" Сергея Герасимова заняла 23-ю строчку, а культовый ныне "Осенний марафон" Георгия Данелии - невероятно низкое для фильма такого уровня 24-е (!) место. В первую тридцатку неожиданно попал и Андрей Тарковский с картиной "Сталкер", бюджет которой намного превосходил затраты на "Пиратов" или "Экипаж". Но он привлёк в кинотеатры только 4 млн зрителей и дал тем самым повод Владимиру Меньшову во многих последующих интервью говорить о том, что хорошее кино бывает не только у Тарковского, но и у него. Тем более, что Тарковский "Оскара" никогда не получал. Действительно, успех Владимира Валентиновича был грандиозным, а ведь серьёзно к нему собратья по профессии не относились, считая чуть ли не халтурщиком. Когда же он ещё и получил "Оскара", то у коллег и вовсе наступила оторопь - они просто не понимали, как на это реагировать. Пошли даже разговоры о том, что американцы "одурели".
При этом следующий 1981 год показал просто катастрофические результаты в прокате, если сравнивать с предыдущим годом. Достаточно сказать, что чемпион проката фильм Алова и Наумова "Тегеран-43" собрал всего 47, 2 млн зрителей - спад зрительского интереса по сравнению с годом ранее на 50%. На втором месте расположилась военная лента "Особо важное задание" Евгения Матвеева с 43 млн, а на третьем давным-давно забытый ныне индийский "Любимый раджа", который был снят аж за 11 лет до выхода в советский прокат. Даже такое безнадежное старье (индийские фильмы устаревают очень быстро) пришлось зрителям по душе больше, чем советские "Эскадрон гусар летучих", "Ответный ход" и "Любимая женщина механика Гаврилова". Но почему советскому кинопрокату не удалось даже близко повторить результаты олимпийского года? Дело заключалось в том, что хотя руководители Госкино и понимали разницу между коммерческим и так называемым "правильным" кино, они не имели возможности изменить государственный заказ, основанный на идеологии.
Советские киностудии продолжали выпускать огромное количество фильмов, снятых на производственные темы, посвящённых героизму партии или строительству БАМа, историко-революционные и "деревенские" картины, которые практически не пользовались интересом зрителей и очень редко "выстреливали". В Голливуде после гигантского успеха такого фильма, как "Пираты XX" века, обязательно последовал бы сиквел. Однако в СССР до него дозрели только во времена Перестройки, когда основные исполнители из первого фильма уже отказались сниматься. Тогда на свет появилась гораздо менее удачная лента "Тайны мадам Вонг". Потребность советской зрительской аудитории в детективах, боевиках, фантастике, слезливых мелодрамах и фильмах-катастрофах по-прежнему не удовлетворялась. Сохранялась установка о том, что зрителей не только в кинотеатрах, но и у телеэкранов надо развлекать гораздо в меньшей степени, чем воспитывать.
Сейчас сложно сказать, насколько она была правильной. Глядя на нынешнюю деград-культуру, поневоле грустишь о советском ТВ, способном, к примеру, показать в самое рейтинговое вечернее время на Первом канале не ток-шоу, а исполнение "Крейцеровой сонаты" Бетховена. Впрочем, к концу 1970-х советский кинематограф уже не обладал материальными и техническими возможностями снимать большое количество качественных зрелищных фильмов, хотя он мог это делать ещё в 1960-е годы. 1980-й оказался уникальным в плане одновременного выхода на экраны целой массы по-настоящему зрительского советского кино и последним таким годом. Для того чтобы продолжать выпускать подобные фильмы, нужно было менять систему. Но когда во второй половине 1980-х кинематографу в СССР дали свободу действий, страну уже захлестнули видеосалоны и голливудская продукция. Выдерживать с ней конкуренцию в плане зрелищности было просто невозможно - поезд ушел.