Найти тему
Сергей Кудряшов

Заметки о виниле или Группа крови

Да, да, на рукаве. И, несложно догадаться, что речь идёт про группу Кино. Люди по-разному к ней относятся, от полного неприятия до горячей любви. Я, что показательно, отношусь ко вторым.

До 15 августа 1990-го года я относился к этой группе просто: «О, круто, ну и хорошо!». Слышу, радуюсь, не слышу, не печалюсь. Первым альбомом, который услышал, была, конечно, «Группа крови», которую на катушке притащили туда, где учился, сразу после выхода магнитоальбома. Мельком слышал и более ранние, но особого впечатления тогда не произвели. После монументального звучания этого альбома показались простоватыми.

И… Не зря говорят, что в России поэт становится известным только после смерти… В момент, когда узнал о гибели Цоя, в душе что-то перевернулось… И началась моя личная «киномания». Было мне тогда целых 20, а Виктор был старше всего на 8 лет… Есть у меня предположение, что повторять слова «хочет умереть молодым» всё же не стоило… Умер молодым, да.

Моя персональная «киномания» не ограничилась собранием всех возможных записей на катушках (ибо магнитофон был катушечный) и покупкой всех имеющихся тогда пластинок. Я на фанатизме записал (ручкой, на бумагу) на слух тексты песен с альбомов до «Ночь» включительно. Так до сих пор и лежит тетрадка, непонятно зачем… Память.

Есть люди, которые критикуют музыку Цоя, типа «это The Cure один в один», да и внешняя стилистика вокалиста временами оттуда прослеживается… Слушал я эту вашу The Cure, вполне себе другая музыка. Хорошая, но другая. А если некоторые мотивы иногда пересекались, то, да, эту группу Цой однозначно слышал :) И для меня The Cure это хорошая, но одна из многих, группа, а Кино… Это Кино. Обсуждать же примитивность или не примитивность песен вообще неправильно, как и все остальные, они или нравятся, или нет. У, прости Господи, Ласкового Мая музыка, и, в особенности, слова, примитивные. А у Кино – просто не такие, как у всех тогдашних российских (советских) рокеров. Недаром, примерно каждые 10 лет (да, минимум три раза это лично наблюдал) Кино становится кумиром у вновь подросшей молодёжи. Некоторые из них удивлялись, почему я знаю эти песни наизусть :) В этом с Кино может поспорить только (тоже горячо любимый мною) Пикник. Но они, главным образом, потому, что до сих пор умудрились не потерять актуальность. А уж своеобразия и харизматичности у Шклярского и так от души.

Кроме CD с альбомами 45, 46 и Начальник Камчатки (винилы на основе этого материала мне не попадались, а те, что были выпущены, с одной стороны, ничем не лучше этих CD, с другой - стоят как пролёт чугунного моста) у меня есть, но здесь разговор про винил.

Ну, мелодиевская пластинка Ночь с так не понравившемся Цою оформлением известна всем. И только недавно я обратил внимание на значок АнТроп рядом с значком Мелодии :) Посмотрел на Дискогсе, да, он есть на всех выпусках, с 88 по 91-й год (у меня 91-й).

-2

Классический звук, много высоких, вообще нет басов. Потом выяснилось что это далеко не все недостатки записи и сведения альбома.

В 12 году альбом в оригинальном киношном оформлении был выпущен на Мороз Рекордс, но он ничем не отличается по звуку от мелодиевского. В 21-м его же выпустили на АнТроп, разница, говорят, есть, но сведение всё равно первоначальное.

Но в прошлом, 22 году альбом выпустила Машина Рекордс... И вот тут много всего интересного. Про чудеса, что творят на Машине Рекордс, я уже писал. То, что они совершили, не поддаётся никакому осмыслению :) а только преклонению. Стремление привести состояние записи к тому, что было изначально, внушает бесконечное уважение. И у них, таки, получилось... Я купил пока что три пластинки от этого лейбла, но планирую продолжать. И продолжу именно альбомом Ночь от Машины Рекордс.

Оформление изначальное киношное, как это задумывалось для магнитоальбома.

-3
-4

Оформление роскошнейшее, матовая печать, исключительная проработка деталей, гейтфолд (для одной пластинки).

-5

И великолепный буклет (приведу лишь несколько страниц).

Обложка с фото оригинальной мастер-ленты.
Обложка с фото оригинальной мастер-ленты.
Обратная сторона обложки.
Обратная сторона обложки.
Страница, где расписано, что именно делалось при реставрации записи.
Страница, где расписано, что именно делалось при реставрации записи.
Тексты песен, рука Цоя.
Тексты песен, рука Цоя.
Фотографии.
Фотографии.

Яблоки оформлены в классическом для Машины минималистическом виде. Фото остальных (с других альбомов) делать не буду, там разница только в названиях.

-11
-12

Звук у пластинки... другой. Всё такое же... И не такое. Тон немного пониже, верхи уже не режут слух, а низы... появились. Их не то, чтобы много, но они - есть. В оригинале они отсутствовали вообще. Если интересно, можно послушать (часть 1, часть 2, часть 3), как этого всего добились реставраторы. По моему мнению, альбом стал интереснее и... полнее, что ли... Сама пластинка идеальна, ни щелчков, ни других помех нет, звук отличный, на уровне лучших образцов новодельного западного винила.

Альбом Ночь был выпущен в 86 году, но пластинка от Мелодии стала самой первой из появившихся. В 85 году был записан другой, не менее интересный альбом - Это не любовь. Но на виниле он был издан уже в в 1993 году на лейбле АнТроп. Неплохо, в общем-то, издан, разве что конверт не сильно отличался от туалетной бумаги...

-13
-14
-15
-16

Звучание меня всегда удивляло, почему голос Цоя был какой-то слишком высокий... И лишь недавно узнал, что это баг, а не фича. Потому что на Машине Рекордс это всё выяснили и разобрались :) Вот здесь (часть 1, часть 2) можно услышать от куче заморочек, которые пришлось преодолеть при подготовке релиза. Особенно меня удивило нереальная щепетильность к подготовке полиграфии. И, да, она отличается.

-17
-18

Тоже гейтфолд:

-19

Тоже роскошный буклет:

-20
-21
Здесь можно прочитать о мытарствах по восстановлению записи.
Здесь можно прочитать о мытарствах по восстановлению записи.

Точно такое же отличное звучание записи, освобождённой от всех привнесённых неточностей, точно такое же великолепное качество самого винила (отпечатанного, к слову, в Эстонии).

Дальше, понятно, идёт всенародно любимая Группа крови. Изначально выпущена на виниле в 1991 году компанией Русский диск.

-23
-24
-25
-26

Особо доставляют названия песен строго на английском. Ну, мода такая была... Альбом был сведён так себе. Нет, не плохо, но от копий мастер-ленты, разошедшихся на катушках (которые тоже имели свои недостатки, это, похоже, злой рок всех записей группы Кино), отличался не в лучшую сторону. То, что скорость немного ниже, чем надо, ладно. Мало низов, тоже ладно. Но перепутанные каналы... Да и вообще общее ощущение почти монофонической записи... Такое себе, да. Но классика, увы. Как это получилось, и что пришлось сделать Машине Рекордс для устранения, разговор отдельный. Кому интересно, видео о мытарствах можно посмотреть здесь.

Оформление традиционно роскошное, причём в данном случае печать ламинированная, тоже гейтфолд, но разворот я сфотографировать забыл :)

-27
-28

И традиционно классный буклет.

На этот раз коробка от катушки ORWO, нереально ценимой в советское время, за неимением другой "фирмы".
На этот раз коробка от катушки ORWO, нереально ценимой в советское время, за неимением другой "фирмы".
-30
Тоже описание реставрации записи.
Тоже описание реставрации записи.
Это далеко не все фото.
Это далеко не все фото.

Звук вообще улётный, басы, верхи, тон подправлен, все дела. Но мне не повезло, и пришла дефектная пластинка. В правом (запомним) канале периодически прослушивается хруст. Причём НЕ с периодичностью оборотов пластинки (что странно). И так ВСЮ первую сторону (было бы это раз-другой, забил бы на дефект не задумываясь), вторая сторона идеальна. На пластинке ОТСУТСТВУЮТ следы чего бы то ни было. Просто идеальная пластинка, с какого ракурса не рассматривай. Но на снятом видео (и только на нём, что тоже странно) видны довольно странные переливы. Как будто пластинка яростно захватана потными ручонками. Но визуально не видно ничего...

Предъявил я претензию, милая девушка Каролина оформила возврат, пластинку возвратили, выслали другую. Что, всё в порядке? Увы. Пришла пластинка С ТОЧНО ТАКИМ ЖЕ ДЕФЕКТОМ! И тут началось. И помыть предлагали (новую пластинку? Вы серьёзно? К тому же я их обе помыл ради интереса, но без малейшего результата), и просто тянули время (ну, я их понять могу, но мне нужна нормальная пластинка, благо она новая, и не должна издавать не нужных звуков). Написал в ВК самому Максиму Кондрашову. И он с ходу обвинил меня в неумении пользоваться пластинками (да, на видео видны переливы) :) Мои сентенции, что опыт общения с винилом у меня с 1988 года (и уже тогда я был достаточно аккуратен, чтобы не хвататься за дорожки) его нисколько не убедили. Хорошо, почему тогда две другие пластинки у меня не вызвали претензий? И, да, кто имел хоть какой-то опыт общения с винилом, знает, что грязный винил шуршит/трещит в ОБОИХ каналах. А не строго в правом... В итоге договорились, что он заедет в офис и внимательно ознакомится с дефектной пластинкой и так или иначе решит этот вопрос. Ну, с тех пор прошла неделя :) и милая Каролина ответила в электронном письме, что до офиса он так и не добрался, но если доберётся, то она напомнит. Я предполагаю, что Максим сейчас дико занят в чём-то неотложном (имеет право, однако), и рано или поздно вопрос решится. Ну, я надеюсь :) Больше всего меня волнует вопрос о том, что этот дефект исключительно на тех двух пластинках, что попали ко мне? Или всё же нет? :) В общем, ждём-с. У товарища эта пластинка без дефектов...

Дальше по списку, понятно, Звезда по имени Солнце, выпущенная в 93-м на двух лейблах одновременно, а именно Moroz Records и S.B.A. Records. Выпущена реально хорошо, звук самый крутой из всех, разве что на голосе есть небольшие сибилянты. Как известно, этот попсовый звук - результат записи на вполне приличной студии, однако тоже не без частностей. Но, т.к. машиновской пластинки у меня пока нет, это сейчас не существенно. Оформление на удивление приличное, конверт ламинированный.

-33
-34

А с пятаками вышел конфуз, они оба от второй стороны. Тогда я подписал их карандашом и успокоился :)

-35
-36

Чёрный альбом у меня не первопресс (он был выпущен в гейтфолде), одинарный конверт. Но из первых, ещё до перевёрнутой буквы И. Снабжался плакатом и конвертом, которые не пережили перипетий кочевой жизни. Бумага конверта отвратная...

-37
-38

И «радует» полное отсутствие названий песен где бы то ни было...

-39
-40

Звук классический, без верхов. В видео от Машины Рекордс всё объяснено, но их пластинку (с верхами и многим другим) я тоже пока купить не удосужился.

Немного в стороне стоит пластинка Последний герой, сведённая во Франции. Это компиляция песен, но записана специально для этой пластинки. И звучит она... так себе. Пока не решил, буду ли покупать пока не вышедший машиновский вариант. Тем более, что их там два...

-41
-42

Тоже все названия песен строго на английском. И название на французском...

Итог всему простой: спасибо дяде Вите за то, что он был.

убиты лермонтов и пушкин
своё отчизне отслужив
ушли есенин маяковский
цой жив