Найти в Дзене
Сергей Кудряшов

Совсем не путь, а вполне себе про пластинки

Продолжение про путь самурая к звуку, который, таки, у всех разный. Предыдущий опус здесь.

Для начала надо понять, как именно делались и делаются пластинки. Так-то, процесс принципиально не изменился с 50-х годов. Разве что резец рекордера изначально нарезал канавку на восковом, потом на лаковом, а в итоге и на металлическом диске. У всех способов есть свои плюсы и свои минусы.

Ознакомиться с процессом (он реально сложный, но если интересно...) можно по этим видео:

Производство пластинок в 50-е (шеллак, к слову, сильно изнашивает иглы).

Видео производства в позднесоветское время на Мелодии.

Ну, и как это делается сейчас.

А вот здесь весьма подробны расписаны остальные тонкости.

Если совсем кратко, то процесс производства пластинки – это многократное «зеркалирование» дорожек, – зеркальный их перенос электрохимическими способами с одного металлического диска на другой. В «начале» цепочки стоит нарезанный лаковый диск, в конце – штамп. Оттиском двух штампов и является пластинка.

Ну, и полная расшифровка терминов тоже не лишняя, ибо они вполне себе своеобразны.

Винил (англ. vinyl) — сокращенное название полимера «поливинилхлорид», или ПВХ. Является основным компонентом смеси для производства грампластинок. Строго говоря, винил — термин химический, обозначает радикал (т.е. часть молекулы) этилена. В настоящее время термин «винил» широко употребляется в значении «грампластинка».

А дальше имеет смысл познакомиться с каналом ValeronsVinylChannelVVC широко известного в узких кругах Валерия Быковщенко под ником, логично, Valeron. Именно там я узнал очень и очень много интересного на виниловую тему.

Например, про то, что самые хорошо звучащие пластинки были выпущены (почти всегда, за крайне редким исключением) именно в той стране, где проживали участники групп. Т.е. Скорпионс (или, там, Модерн Токинг) лучшие пластинки именно западногерманские, Пинк Флойд и Даэр Стрейтс - английские, AC/DC - австралийские, Металлика - США и т.д. по списку. Изредка выпуски в других странах бывали лучше, но эти случаи единичны. Другой вопрос, что временами выпуски в других странах или уступали не сильно, или вообще не уступали. Например, первопрессы (почему за ними гоняются - да просто потому, что обычно они лучше всего по звучанию) Пинк Флойд альбом 79 года "Стена" немецкого производства не сильно уступают качеством звучания английским, а француские не уступают вообще ничем. А выпуски какой-нибудь Греции или Кореи (понятно, что Южной) могут быть настолько отстойными, что их переплёвывали лицензии от Мелодии. Насчёт "Стены" я узнал из видео того же Валерона.

Есть, конечно, некоторые вещи, в чём я с ним не сильно согласен (к примеру, что новодел лучше винтажа по головкам и технике), но это всё крайне относительно (а реклама - так на что-то надо жить :) ), большая же часть информации на канале - бесценна!

Итого, лучше всего звучат фирменные пластинки (я про рок и прочее до 90-го года), но там надо знать, какой выпуск какой страны (увлекательно, не правда ли? :) ) лучше (к тому же родные первопрессы некоторых альбомов стоят абсолютно нереальные деньги, а не сильно уступающие им в качестве выпуски других стран существенно дешевле) и есть другие частности, которые тоже надо знать, если не хочется попасть в просак или просто на деньги.

Все лицензионные и не очень перепечатки соцлагеря и Мелодия существенно хуже качеством звучания. И обычно очень сильно уступают качеством самой массы (винила), которая обычно гулкая и шипучая даже на абсолютно новых пластинках. В ГДР же и Югославии временами печатали очень приличные пластинки. А вот нелицензионные перепечатки начала 90-х на бывших заводах Мелодии в Апрелевке, Ташкенте и ещё некоторых были просто ужасны... К тому же основой для них практически всегда были компакт-диски :)

Существуют ещё новодельные (выпуск после 2010 года) пластинки и у них тоже куча частностей.

Новодельные пластинки такая же данность в мире виниловодства, как и выпущенные до середины 90-х (именно примерно в период середина 90-х - конец 2000-х и был спад интереса к виниловым пластинкам, т.к. люди считали, что цифровые форматы победили). Самое интересное, что новодел, в среднем, дешевле, чем пластинки старых выпусков в идеале (я про нормально звучащие релизы), а вот что касается звука... Здесь всё печально. Большая часть перевыпущенных старых альбомов звучат хуже, чем оригиналы. У этого есть много причин. Это и старение мастер-лент, и совершенно другой подход к звуку среди современных звукорежиссёров, и много чего ещё, менее существенного. А вот пластинки нынешние сами по себе лучше старых (если виниловая масса хорошего качества, естественно). Нынешний стандарт (как бы "аудиофильский", на самом деле - нет) - толстые (ну, относительно, конечно), весом 180 грамм (на самом деле тоже по-разному, от 150 до 200). В руках их держать - совершенно другое впечатление. Близко к ним был старый американский и японский винил, а вот европейский, 70-х-80-х годов был очень тонкий и гибкий. И дорожки там были менее глубокие, и перегородки более хрупкие. Т. е. стойкость к внешним воздействиям (царапины, потёртости, проигрывание паршивыми иглами) существенно ниже. Но при этом звучат они (при условии хорошего состояния и качественной головки) обычно очень хорошо. Что не всегда бывало у американцев и, иногда, не всегда у японцев.

Надо сказать отдельно про японский винил. Есть люди, считающие его лучшим в мире. И, таки, да, они правы, если про сам винил. Самое высокое качество массы. Самые глубокие и стойкие к перипетиям дорожки. Великолепные конверты из толстенного картона. Очень много пластинок в идеальном состоянии, и, до недавнего времени, очень вменяемых по ценам.

Вопрос лишь в том, что подход к звуку у японцев своеобразный. На многих релизах, особенно рок музыка, завышен уровень высоких и маловато низких. Где-то это в тему, а часто - совсем нет. И я заметил, в 70-х они выпускали диски с оригинальным мастерингом и великолепнейшим звучанием, а вот в 80-х уже пустились во все тяжкие. Например релиз начала 80-х (японцы почему-то всегда запаздывали года на два-три с выпуском пластинок) альбома Scorpions Lovedrive (79 год) является ярким представителем этой философии. Он и в оригинале прописан очень звонко, а здесь высоких просто нестерпимо много. Да, на глуховатом "обычном" тракте это роскошно, но у меня уже ВСЁ слышно... Слушать невозможно! С учётом того, что на оригинале (немецком) всё в порядке с низкими, а японцы их не доложили... Поэтому пришлось продавать и покупать немецкий первопресс, благо они недорогие и не редкие. И вот тут прям роскошный звук! И оформление тоже, традиционно для Скорпионс провокационное:

-2
-3

В общем, все японские пластинки у меня строго из 70-х.

Итак, новодельные пластинки, увы, обычно не блещут особым качеством звучания. Оно "просто хорошее", а то и "ну его нафиг" встречается, и чаще, чем хотелось. Но, например, ремастерированные релизы от Pink Floyd Records группы, соответственно, Pink Floyd на удивление неплохо сведены и слушаются почти так же, как жутко дорогой английский оригинал за очень дохрена денег. Альбомы Пинк Флойд до 73 года меня не интересуют. Есть наркоманство в музыке (совсем отличается от просто наркомании) вполне позитивное (вспомним незабвенный Hocus Pocus от группы Focus), а есть не сильно, и ранний Пинк Флойд я отношу ко второму. Так что мне интересны альбомы начиная с The Dark Side of the Moon и заканчивая The Division Bell. Понятно, что крайние три альбома это не совсем Пинк Флойд, но они хороши, и мне нравятся. Так вот, у Pink Floyd Records очень хорошо получились все альбомы из интересующих меня, кроме The Wall. Не знаю, почему, но там был откровенный провал. И относительно дешёвый немецкий первопресс звучит значительно интереснее. Есть ещё пара альбомов с частностями, но там всё проще. Встречаются и другие приличные новоделы, но их надо искать...

А вот всё остальное, что мне интересно, я потихоньку собираю фирменное из времён, когда это всё звучало.

К слову, у нас в стране, в Питере есть небольшая компания под названием Maschina Records, которая мало того, что выпускает отличные новоделы западной музыки времён её расцвета (не сильно много, но какие их годы), но и занимается реставрацией звукозаписей нашего рока. В частности, группы Кино.

Выяснилось, что почти все альбомы Кино имели кучу чисто технических недостатков (из-за полнейшего раздолбайства как участников группы, так и тех, кто их записывал и занимался сведением альбомов), которые уважаемые товарищи из Машины Рекордс героически преодолели. Я слушал их записи (в т.ч. на пластинках, которые обязательно куплю чуть погодя) и они реально ДРУГИЕ в сравнении с тем, что давно стало привычным "классическим" звуком группы. То, что другие, ладно, но они существенно лучше и интереснее!

А вот почему, можно послушать и посмотреть на этих видео, где расписаны все тонкости, как реставрации звука, так и оформления. Если честно, я потрясён проделанной работой! И выяснил, что, например, мастеринг для CD и мастеринг для винила, это две большие разницы...

Продолжение (если пропустить другие публикации) здесь.