Найти тему
АКИлогия

Самый загадочный роман XX века

Оглавление

Самым таинственным произведением XX века считается роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». До сих пор над истинным толкованием произведения ведутся споры. Мы тоже решили углубиться в изучение этого вопроса, и вот несколько интересных фактов об этой книге.

«Рукописи не горят»

Булгаков считал себя учеником Гоголя и так же, как Николай Васильевич сжег второй том «Мертвых душ», Михаил Афанасьевич — черновик будущего романа, а через два года нашел уцелевшие части и вновь сел за его создание. Автор и своего Мастера, которому присущи гоголевские черты, заставил сжечь роман о Понтии Пилате. Впоследствии Воланд возвратил рукописи к жизни, произнеся фразу, ставшую афоризмом: «Рукописи не горят».

Изображение взято из открытых источников Яндекс картинки
Изображение взято из открытых источников Яндекс картинки

Ни Мастера, ни Маргариты, лишь черный маг…

В первой редакции романа не было известных нам главных героев. Центральным персонажем был князь тьмы, которого, кстати, автор называл Азазелло и Велиар, а произведение носило имя «Сын Велиара». Во второй редакции книги появился Мастер с Маргаритой, а Воланд обзавелся свитой, уже третья редакция романа имела название «Князь тьмы». Лишь в 1937 году, вернувшись еще раз к началу романа, автор впервые написал на титульном листе название «Мастер и Маргарита», ставшее окончательным.

Упоминаются и другие названия романа: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Гастроль Воланда», «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Черный богослов», «Он появился», «Подкова иностранца», «Он явился», «Пришествие», «Черный маг» или «Копыто консультанта».

Повелитель тьмы и новый Мессия

Одна из самых загадочных фигур романа и, пожалуй, самая популярная — это фигура черного мага. Его рассматривают как классического Сатану, но иногда сравнивают с новым Мессией, переосмысленного Христа. Идея основывается на сравнении некоторых деталей в описании Воланда и Иешуа. Так, Иешуа предстал перед прокуратором с большим синяком под левым глазом — у Воланда правый глаз «пустой, мертвый». В углу рта Иешуа ссадина — у Воланда «угол рта оттянут книзу». Иешуа был сжигаем солнцем на столбе — «кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар». Разорванный голубой хитон Иешуа превращается в грязные тряпки, от которых отказались даже палачи, — Воланд перед балом «одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече». Иисуса именуют Мессией, Воланда — мессиром.

Изображение взято из открытых источников Яндекс картинки
Изображение взято из открытых источников Яндекс картинки

Прообраз Воланда

По одной из версий, прообразом Воланда является Сталин. Конечно, Булгаков напрямую никогда не упоминал, что вождь стал прообразом Сатаны, и документальных доказательств этому нет, однако булгаковеды нашли этой версии некоторые подтверждения. Например, в романе к Воланду часто обращаются как «хозяин» — именно так называли Сталина его приближенные.

По другой версии, образ Воланда списан с американского посла Буллита или как минимум герой имеет схожие черты: артистизм, могущество, озорство, юмор, любовь к роскоши и к цирковым трюкам. По рассказам, Буллит обладал магнетическим взглядом, был лыс и, как в романе у Воланда, у него была стрептококковая инфекция, от которой болят суставы. Другая интересная деталь, связанная с послом, — глобус, с помощью которого посол излагал геополитические идеи. В «Мастере и Маргарите» у Воланда тоже есть хрустальный глобус, по которому он наблюдал, где идет война.