Самым таинственным произведением XX века считается роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». До сих пор над истинным толкованием произведения ведутся споры. Мы тоже решили углубиться в изучение этого вопроса, и вот несколько интересных фактов об этой книге.
«Рукописи не горят»
Булгаков считал себя учеником Гоголя и так же, как Николай Васильевич сжег второй том «Мертвых душ», Михаил Афанасьевич — черновик будущего романа, а через два года нашел уцелевшие части и вновь сел за его создание. Автор и своего Мастера, которому присущи гоголевские черты, заставил сжечь роман о Понтии Пилате. Впоследствии Воланд возвратил рукописи к жизни, произнеся фразу, ставшую афоризмом: «Рукописи не горят».
Ни Мастера, ни Маргариты, лишь черный маг…
В первой редакции романа не было известных нам главных героев. Центральным персонажем был князь тьмы, которого, кстати, автор называл Азазелло и Велиар, а произведение носило имя «Сын Велиара». Во второй редакции книги появился Мастер с Маргаритой, а Воланд обзавелся свитой, уже третья редакция романа имела название «Князь тьмы». Лишь в 1937 году, вернувшись еще раз к началу романа, автор впервые написал на титульном листе название «Мастер и Маргарита», ставшее окончательным.
Упоминаются и другие названия романа: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Гастроль Воланда», «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Черный богослов», «Он появился», «Подкова иностранца», «Он явился», «Пришествие», «Черный маг» или «Копыто консультанта».
Повелитель тьмы и новый Мессия
Одна из самых загадочных фигур романа и, пожалуй, самая популярная — это фигура черного мага. Его рассматривают как классического Сатану, но иногда сравнивают с новым Мессией, переосмысленного Христа. Идея основывается на сравнении некоторых деталей в описании Воланда и Иешуа. Так, Иешуа предстал перед прокуратором с большим синяком под левым глазом — у Воланда правый глаз «пустой, мертвый». В углу рта Иешуа ссадина — у Воланда «угол рта оттянут книзу». Иешуа был сжигаем солнцем на столбе — «кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар». Разорванный голубой хитон Иешуа превращается в грязные тряпки, от которых отказались даже палачи, — Воланд перед балом «одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече». Иисуса именуют Мессией, Воланда — мессиром.
Прообраз Воланда
По одной из версий, прообразом Воланда является Сталин. Конечно, Булгаков напрямую никогда не упоминал, что вождь стал прообразом Сатаны, и документальных доказательств этому нет, однако булгаковеды нашли этой версии некоторые подтверждения. Например, в романе к Воланду часто обращаются как «хозяин» — именно так называли Сталина его приближенные.
По другой версии, образ Воланда списан с американского посла Буллита или как минимум герой имеет схожие черты: артистизм, могущество, озорство, юмор, любовь к роскоши и к цирковым трюкам. По рассказам, Буллит обладал магнетическим взглядом, был лыс и, как в романе у Воланда, у него была стрептококковая инфекция, от которой болят суставы. Другая интересная деталь, связанная с послом, — глобус, с помощью которого посол излагал геополитические идеи. В «Мастере и Маргарите» у Воланда тоже есть хрустальный глобус, по которому он наблюдал, где идет война.