Найти тему
Navygaming Channel

Нефть для японского флота/Часть 3. - Ситуация ухудшается, потери растут

Продолжаем вспоминать (знакомиться) с тем как в годы Второй мировой войны Япония решала проблемы снабжения нефтью своей армии и флота, ведь собственных месторождений у нее почти не было.

Продолжение, начало повествования можно прочитать ЗДЕСЬ и ТУТ

Итак, весной 1943 года, несмотря на ряд неудач в сражениях на Тихом океане, система снабжения топливом и переброски нефтепродуктов в метрополию у японцев оставалась работоспособной, потери в транспортах были незначительны, и потребности флота в нефти обеспечивались. Считалось, что при сохранении существующей серийной крупномасштабной постройки танкеров все будет в порядке и дальше. Но летом 1943 года про­изошли важные изменения в действиях американских подводных сил, и это очень быстро почувствовал "на себе" японский флот.

Во-пер­вых, танкеры стали четвертыми по важ­ности целями (для американских субмарин и не только), пропустив вперед только авианосцы, линкоры и эскортные авиа­носцы, во-вторых, удалось исправить де­фекты взрывателей американских торпед, в-третьих, базы подводных лодок ВМС США приблизились к путям снабжения Японии, а самих лодок стало больше. В результате после летне­го затишья потери для японцев стали нарастать.

"Камои"- был и танкером, был и гидроавианосцем, и снова - танкером
"Камои"- был и танкером, был и гидроавианосцем, и снова - танкером

С сентября Япония стала постоянно терять танкеры, причем именно на главной нефтяной артерии. Первый звонок, предупреждающий о грядущих серьезных проблемах, прозву­чал в ноябре 1943 года, когда американские субмарины уничтожили 7 танкеров тоннажем около 60000 т. Но настоящее избиение нача­лось в следующем, 1944, году. Потеря от дейст­вий подводных лодок в последние пяти дней декабря 1943 года трех крупных танкеров и еще вось­ми в январе 1944 года, заставила японское коман­дование ввести в действие конвойную систему. Танкерные конвои делились на три типа в зависимости от скорости, наиболее быстрые шли 15-узловым ходом, самые медленные - на 9 узлах. Хотя следование судов в конвое и сокращало грузооборот примерно на треть, но это хоть как-то могло уменьшить потери.

Но следующий месяц, февраль, оказался самым тяжелым для торгового флота с начала войны - на дно пошло 548000 тоннажа. Во время разгрома базы на Труке 17 февраля 1944 года американские летчики уничтожили пять танкеров тоннажем около 52000 т, подводники за месяц потопили восемь судов - 57800 т.

Особого упоминания заслуживают действия подводной лодки SS259 «Джек». Она находилась на патрулировании в Южно-Китайском море, поджидая суда на главной коммуникации Япония - Синга­пур.

Подводная лодка SS259 "Джек"
Подводная лодка SS259 "Джек"
Для справки (по проекту): подводная лодка SS259 "Джек" относилась к типу "Гато":1526/2410 т, 95х8,3х4,7 м, 4 дизель-генератора / 2 электродвигателя, 5400/2740 л.с., 20,3/8,8 узла, 11000(10)/96 (2), 60 человек, 10-533-мм ТА (6 носовых, 4 кормовых, 24 торпеды), 1х1-76-мм/50, 1-40-мм "Бофорс", 1-20-мм "Эрликон"

Рано утром 19 февраля сигнальщи­ки обнаружили конвой из пяти танкеров под прикрытием всего одного корабля охранения (по некоторым данным, эскортный корабль (фре­гат) «Шимушу»("Симусю")). Лодка вышла в атаку и в 04:42 произвела четырехторпедный залп. Две попали в танкер, который взо­рвался и затонул. Контратака корабля охранения вынудила лодку отойти, но командир решил опередить конвой и выйти в атаку на контркурсе. После до­вольно длительной гонки «Джек» опере­дил японские суда на двадцать миль, в 14:45 минут погрузился и стал ждать. Через три часа показались танкеры, идущие безо всякого прикрытия. Вероятно, эскортный корабль отстал. В 18:49 после четырехторпедного залпа из кор­мовых торпедных аппаратов еще два танкера отправились на дно моря. Через час лодка всплыла. К этому времени два оставшихся судна разделились - одно, под охраной подоспевшего «Шимушу» шло на север, другое в одиночестве следовало на запад.

Для справки: эскортный корабль "Шимушу" ("Симусю"?)- водоизмещение 860/1004 т; 77,7х9,1х3,1 м; 2 дизеля, 4200 л.с. 19,7 узла, 8000(16) миль, 150 человек, 3х1-120-мм/45, 2х2-25-мм, 2 бомбомета, 12 ГБ, тралы
Эскортный корабль "Шимушу" ("Симусю")
Эскортный корабль "Шимушу" ("Симусю")

Командир лодки решил добить «одиночку». Первая атака, осу­ществленная с большого расстояния, оказалась неудачной, из трех торпед две прошли мимо, а одна вообще не дошла. «Японец» энергично маневрировал и отстреливался из пятидюймового орудия, но лодка решительно сблизи­лась с ним и в 22:33 потопила его четырехторпедным залпом. Так, в результате действий одной только лодки был пол­ностью разгромлен конвой и потоплены четыре танкера по 5000 т тоннажа (об­щий тоннаж 20440 т). После нескольких подобных побоищ японцы были вынуж­дены перейти от убогих конвоев в 4-6 судов с 1-2 кораб­лями охранения к более крупным фор­мациям в 12-15 транспортов с эскортом из 5-7 кораблей ПЛО.

Для справки, американская подводная лодка "Джек" была довольно результативной, и доказала свою эффективность не только против танкеров. Так, «Джек» вблизи Токийского залива 26 июня 1943 года потопила грузопассажирское судно «Тоё Мару» (4163 т) и грузовое [175] судно «Сёдзан Мару» (5859 т), a 4 июня - грузовое судно «Никкю Мару» (6529 т). Таким образом, во время одного похода лодкой «Джек» были потоплены суда общим тоннажем около 16 400 т.
Подводная лодка "Джек"
Подводная лодка "Джек"

После катастрофических потерь фев­раля 1944 года тоннаж танкеров понизился до 760000 т. Наступивший март принес сни­жение потерь от подводных лодок (только два судна - 15700 т), но в конце месяца американские авианосцы нанесли удар по базе флота на острове Палау и потопи­ли там семь танкеров общим тоннажем в 47500 т. Таким образом, потери японцев в танкерах от всех причин за первый квар­тал 1944 года оцениваются в 235000 т.

После столь высоких потерь главные силы японского ВМФ перебазировались поближе к источникам горючего - в Син­гапур и Бруней. Базирование в этих рай­онах позволяло «экономить» на танкерах и гарантированно получать необходи­мое топливо. Но подготовка экипажей, лишенных полигонов и учебных центров, падала, особенно страдала выучка авиагрупп авианосцев, пилоты которых не могли совершать тренировочных по­летов из-за отсутствия аэродромов и тренировочных самолетов.

Первого апреля 1944 года начинался но­вый финансовый год. Из таблице ниже видно, что запасы горючего к этому времени значительно сократились. По корабель­ному топливу они составляли только 22% от предвоенного уровня, а по авиа­топливу - порядка 31,5%. Между тем, потребление горючего не уменьшалось.

Запасы топлива в Японии (в тоннах) по данным Марка Парилло
Запасы топлива в Японии (в тоннах) по данным Марка Парилло

Как видно из следующей таблицы, в относительно "спокойном" 1943 году флот израсходовал почти столько же топлива, как и в 1942-м году, хотя и не проводил операций, подоб­ных рейду в Индийский океан или действий по захвату атолла Мидуэй, а расход авиатоплива вообще вырос на 35%.

Потребление топлива Императорским ВМФ Японии (в тоннах) по данным Марка Парилло
Потребление топлива Императорским ВМФ Японии (в тоннах) по данным Марка Парилло

Возможности Японии по продолжению войны напрямую зависели от обеспече­ния нефтью из района южных морей. Строительство танкеров имело наивыс­ший приоритет из всех торговых судов, финансирование программ постройки танкеров увеличивалось и в абсолютном и в относительном выражении.

Так, если с января по март 1944 г. на строительст­во грузовых судов выделялось по 90 млн. йен ежемесячно, а на наливные суда по 38 млн. йен, то с июня по сентябрь рас­ходовалось не более 76 млн. йен еже­месячно на грузовые суда и не менее 54 млн. йен на танкеры. Когда возникла необходимость скорректировать планы постройки транспортных судов в связи с дефицитом конструкционных материа­лов, то сокращение практически не кос­нулось танкеров, хотя программы стро­ительства некоторых транспортов были сокращены наполовину.

Усиленная постройка новых судов позволила иметь достаточно большой тоннаж, несмотря на потери. Потеряв за первые шесть месяцев 1944 года сорок три танкера общим тоннажем около 335000 т, японцы все еще располагали нефтеналивными судами тоннажем 775000 т, 65% которого находилось под гражданским контролем. Но поставки нефти в Японию резко сократились. Формирование конвоев отнимало много времени, судам приходилось длительное время ожидать эскорта, которого не хватало для прикрытия всех перевозок. Кроме того, любой поврежденный в зоне Южных морей транспорт надолго выходил из строя, поскольку судоремонтные мощности в Юго-Восточной Азии с трудом обеспечивали нужды военного флота.

Во второй половине года для нефтеналивного флота настали черные дни. С июля по ноябрь американскими подводными лодками ежемесячно топилось 7-8 танкеров, причем в основном на главной "нефтяной дороге" Сингапур – Япония. Рейды американских авианосцев в октябре причинили дополнительные потери, но японцам удавалось поддерживать общий танкер­ный тоннаж на достаточно высоком уровне. К ноябрю 1944 года у них было порядка 800000 т тоннажа, но в составе танкерного флота произошли качественные изменения. Дело в том, что за три года войны были потоплены наиболее круп­ные танкеры - около половины потоп­ленных подводными лодками составля­ли суда тоннажем более 6000 брт, а всего на долю судов, крупнее 3000 т, приходилось 80% потерь. Для обеспечения военного флота отбира­лись большие и быстроходные суда, а в результате в распоряжении граждан­ских лиц оставались малоразмерные, маломореходные, тихоходные «посуди­ны» скверной серийной постройки.

Хаттори в своей книге приводит следующие данные: «Как только было объявлено о проведении операции "Кацу-1" флот потребовал у армии 6 танкеров (60000 т) для обеспечения действий Объединенного флота. Армия на это не огласилась. На 1 октября 1944 года армия имела 8 тан­керов (12 тыс. т), флот - 14 танкеров (107 тыс. т), частные владельцы - 350 танкеров (850 тыс. т), причем они в ос­новном были переделаны из других су­дов и для океанского плавания не годи­лись».

Надо сказать, что за время войны до 400 тыс. т тоннажа транспортных су­дов были переоборудованы для пере­возки жидкого топлива, но их деятель­ность и потери обычно учитывались со­юзным командованием по разделу транспортных кораблей, а не танкеров.

Как пишет Хаттори: "В первой половине 1944 года новое судостроение не восполняло потерь в танкерах на 15000 т ежемесячно, а сейчас положение ухудшилось еще больше, и это ставило снабжение топливом на грань катастрофы".

Но главной проблемой стало не от­сутствие судов, кораблей эскорта или потери от воздействия противника...

Окончание следует.

Источники: Парилло, Марк. Японский торговый флот во Второй мировой войне. Хаттори, Т.Япония в войне 194-1945 гг. /Сокр.пер. с японского В.Гужавина, И.Защипайло, В.Зломанова, И.Москаленко, В.Шипаева, под ред. Г.Гельфонда.- М.:Воениздат, 1973.- 631 с.; Кравченко, П. Черное золото для островной империи; Дашьян, А. Все корабли Второй Мировой. Первая полная энциклопедия/А.Дашьян, С.Патянин, М.Барабанов. - М.: Яуза: Эксмо, 2013. - 608 с.