Продолжаем вспоминать (знакомиться) с тем как в годы Второй мировой войны Япония решала проблемы снабжения нефтью своей армии и флота, ведь собственных месторождений у нее почти не было.
Продолжение, начало повествования можно прочитать ЗДЕСЬ и ТУТ
Итак, весной 1943 года, несмотря на ряд неудач в сражениях на Тихом океане, система снабжения топливом и переброски нефтепродуктов в метрополию у японцев оставалась работоспособной, потери в транспортах были незначительны, и потребности флота в нефти обеспечивались. Считалось, что при сохранении существующей серийной крупномасштабной постройки танкеров все будет в порядке и дальше. Но летом 1943 года произошли важные изменения в действиях американских подводных сил, и это очень быстро почувствовал "на себе" японский флот.
Во-первых, танкеры стали четвертыми по важности целями (для американских субмарин и не только), пропустив вперед только авианосцы, линкоры и эскортные авианосцы, во-вторых, удалось исправить дефекты взрывателей американских торпед, в-третьих, базы подводных лодок ВМС США приблизились к путям снабжения Японии, а самих лодок стало больше. В результате после летнего затишья потери для японцев стали нарастать.
С сентября Япония стала постоянно терять танкеры, причем именно на главной нефтяной артерии. Первый звонок, предупреждающий о грядущих серьезных проблемах, прозвучал в ноябре 1943 года, когда американские субмарины уничтожили 7 танкеров тоннажем около 60000 т. Но настоящее избиение началось в следующем, 1944, году. Потеря от действий подводных лодок в последние пяти дней декабря 1943 года трех крупных танкеров и еще восьми в январе 1944 года, заставила японское командование ввести в действие конвойную систему. Танкерные конвои делились на три типа в зависимости от скорости, наиболее быстрые шли 15-узловым ходом, самые медленные - на 9 узлах. Хотя следование судов в конвое и сокращало грузооборот примерно на треть, но это хоть как-то могло уменьшить потери.
Но следующий месяц, февраль, оказался самым тяжелым для торгового флота с начала войны - на дно пошло 548000 тоннажа. Во время разгрома базы на Труке 17 февраля 1944 года американские летчики уничтожили пять танкеров тоннажем около 52000 т, подводники за месяц потопили восемь судов - 57800 т.
Особого упоминания заслуживают действия подводной лодки SS259 «Джек». Она находилась на патрулировании в Южно-Китайском море, поджидая суда на главной коммуникации Япония - Сингапур.
Для справки (по проекту): подводная лодка SS259 "Джек" относилась к типу "Гато":1526/2410 т, 95х8,3х4,7 м, 4 дизель-генератора / 2 электродвигателя, 5400/2740 л.с., 20,3/8,8 узла, 11000(10)/96 (2), 60 человек, 10-533-мм ТА (6 носовых, 4 кормовых, 24 торпеды), 1х1-76-мм/50, 1-40-мм "Бофорс", 1-20-мм "Эрликон"
Рано утром 19 февраля сигнальщики обнаружили конвой из пяти танкеров под прикрытием всего одного корабля охранения (по некоторым данным, эскортный корабль (фрегат) «Шимушу»("Симусю")). Лодка вышла в атаку и в 04:42 произвела четырехторпедный залп. Две попали в танкер, который взорвался и затонул. Контратака корабля охранения вынудила лодку отойти, но командир решил опередить конвой и выйти в атаку на контркурсе. После довольно длительной гонки «Джек» опередил японские суда на двадцать миль, в 14:45 минут погрузился и стал ждать. Через три часа показались танкеры, идущие безо всякого прикрытия. Вероятно, эскортный корабль отстал. В 18:49 после четырехторпедного залпа из кормовых торпедных аппаратов еще два танкера отправились на дно моря. Через час лодка всплыла. К этому времени два оставшихся судна разделились - одно, под охраной подоспевшего «Шимушу» шло на север, другое в одиночестве следовало на запад.
Для справки: эскортный корабль "Шимушу" ("Симусю"?)- водоизмещение 860/1004 т; 77,7х9,1х3,1 м; 2 дизеля, 4200 л.с. 19,7 узла, 8000(16) миль, 150 человек, 3х1-120-мм/45, 2х2-25-мм, 2 бомбомета, 12 ГБ, тралы
Командир лодки решил добить «одиночку». Первая атака, осуществленная с большого расстояния, оказалась неудачной, из трех торпед две прошли мимо, а одна вообще не дошла. «Японец» энергично маневрировал и отстреливался из пятидюймового орудия, но лодка решительно сблизилась с ним и в 22:33 потопила его четырехторпедным залпом. Так, в результате действий одной только лодки был полностью разгромлен конвой и потоплены четыре танкера по 5000 т тоннажа (общий тоннаж 20440 т). После нескольких подобных побоищ японцы были вынуждены перейти от убогих конвоев в 4-6 судов с 1-2 кораблями охранения к более крупным формациям в 12-15 транспортов с эскортом из 5-7 кораблей ПЛО.
Для справки, американская подводная лодка "Джек" была довольно результативной, и доказала свою эффективность не только против танкеров. Так, «Джек» вблизи Токийского залива 26 июня 1943 года потопила грузопассажирское судно «Тоё Мару» (4163 т) и грузовое [175] судно «Сёдзан Мару» (5859 т), a 4 июня - грузовое судно «Никкю Мару» (6529 т). Таким образом, во время одного похода лодкой «Джек» были потоплены суда общим тоннажем около 16 400 т.
После катастрофических потерь февраля 1944 года тоннаж танкеров понизился до 760000 т. Наступивший март принес снижение потерь от подводных лодок (только два судна - 15700 т), но в конце месяца американские авианосцы нанесли удар по базе флота на острове Палау и потопили там семь танкеров общим тоннажем в 47500 т. Таким образом, потери японцев в танкерах от всех причин за первый квартал 1944 года оцениваются в 235000 т.
После столь высоких потерь главные силы японского ВМФ перебазировались поближе к источникам горючего - в Сингапур и Бруней. Базирование в этих районах позволяло «экономить» на танкерах и гарантированно получать необходимое топливо. Но подготовка экипажей, лишенных полигонов и учебных центров, падала, особенно страдала выучка авиагрупп авианосцев, пилоты которых не могли совершать тренировочных полетов из-за отсутствия аэродромов и тренировочных самолетов.
Первого апреля 1944 года начинался новый финансовый год. Из таблице ниже видно, что запасы горючего к этому времени значительно сократились. По корабельному топливу они составляли только 22% от предвоенного уровня, а по авиатопливу - порядка 31,5%. Между тем, потребление горючего не уменьшалось.
Как видно из следующей таблицы, в относительно "спокойном" 1943 году флот израсходовал почти столько же топлива, как и в 1942-м году, хотя и не проводил операций, подобных рейду в Индийский океан или действий по захвату атолла Мидуэй, а расход авиатоплива вообще вырос на 35%.
Возможности Японии по продолжению войны напрямую зависели от обеспечения нефтью из района южных морей. Строительство танкеров имело наивысший приоритет из всех торговых судов, финансирование программ постройки танкеров увеличивалось и в абсолютном и в относительном выражении.
Так, если с января по март 1944 г. на строительство грузовых судов выделялось по 90 млн. йен ежемесячно, а на наливные суда по 38 млн. йен, то с июня по сентябрь расходовалось не более 76 млн. йен ежемесячно на грузовые суда и не менее 54 млн. йен на танкеры. Когда возникла необходимость скорректировать планы постройки транспортных судов в связи с дефицитом конструкционных материалов, то сокращение практически не коснулось танкеров, хотя программы строительства некоторых транспортов были сокращены наполовину.
Усиленная постройка новых судов позволила иметь достаточно большой тоннаж, несмотря на потери. Потеряв за первые шесть месяцев 1944 года сорок три танкера общим тоннажем около 335000 т, японцы все еще располагали нефтеналивными судами тоннажем 775000 т, 65% которого находилось под гражданским контролем. Но поставки нефти в Японию резко сократились. Формирование конвоев отнимало много времени, судам приходилось длительное время ожидать эскорта, которого не хватало для прикрытия всех перевозок. Кроме того, любой поврежденный в зоне Южных морей транспорт надолго выходил из строя, поскольку судоремонтные мощности в Юго-Восточной Азии с трудом обеспечивали нужды военного флота.
Во второй половине года для нефтеналивного флота настали черные дни. С июля по ноябрь американскими подводными лодками ежемесячно топилось 7-8 танкеров, причем в основном на главной "нефтяной дороге" Сингапур – Япония. Рейды американских авианосцев в октябре причинили дополнительные потери, но японцам удавалось поддерживать общий танкерный тоннаж на достаточно высоком уровне. К ноябрю 1944 года у них было порядка 800000 т тоннажа, но в составе танкерного флота произошли качественные изменения. Дело в том, что за три года войны были потоплены наиболее крупные танкеры - около половины потопленных подводными лодками составляли суда тоннажем более 6000 брт, а всего на долю судов, крупнее 3000 т, приходилось 80% потерь. Для обеспечения военного флота отбирались большие и быстроходные суда, а в результате в распоряжении гражданских лиц оставались малоразмерные, маломореходные, тихоходные «посудины» скверной серийной постройки.
Хаттори в своей книге приводит следующие данные: «Как только было объявлено о проведении операции "Кацу-1" флот потребовал у армии 6 танкеров (60000 т) для обеспечения действий Объединенного флота. Армия на это не огласилась. На 1 октября 1944 года армия имела 8 танкеров (12 тыс. т), флот - 14 танкеров (107 тыс. т), частные владельцы - 350 танкеров (850 тыс. т), причем они в основном были переделаны из других судов и для океанского плавания не годились».
Надо сказать, что за время войны до 400 тыс. т тоннажа транспортных судов были переоборудованы для перевозки жидкого топлива, но их деятельность и потери обычно учитывались союзным командованием по разделу транспортных кораблей, а не танкеров.
Как пишет Хаттори: "В первой половине 1944 года новое судостроение не восполняло потерь в танкерах на 15000 т ежемесячно, а сейчас положение ухудшилось еще больше, и это ставило снабжение топливом на грань катастрофы".
Но главной проблемой стало не отсутствие судов, кораблей эскорта или потери от воздействия противника...
Окончание следует.
Источники: Парилло, Марк. Японский торговый флот во Второй мировой войне. Хаттори, Т.Япония в войне 194-1945 гг. /Сокр.пер. с японского В.Гужавина, И.Защипайло, В.Зломанова, И.Москаленко, В.Шипаева, под ред. Г.Гельфонда.- М.:Воениздат, 1973.- 631 с.; Кравченко, П. Черное золото для островной империи; Дашьян, А. Все корабли Второй Мировой. Первая полная энциклопедия/А.Дашьян, С.Патянин, М.Барабанов. - М.: Яуза: Эксмо, 2013. - 608 с.