Найти тему

ПУТЕШЕСТВИЕ В КАЗАХСТАН: КАПРИЗЫ ПОГОДЫ И ГОСТЕПРИИМСТВО МЕСТНЫХ

Пять лет назад мне удалось организовать путешествие в весенний Казахстан. Восхищённый пробуждающейся природой, обилием птиц и людьми, я и не сомневался, что поездка обязательно повторится: я снова увижу райскую мухоловку, поля тюльпанов и ущелье Аксу. Похлопаю по плечу нашего гида-орнитолога Малика Нукусбекова.

... А еще показалось удивительным, поразило и впечатлило понимание того, что прикоснулся к совершенно особой народной культуре, да, стелющейся по советскому асфальту, но корнями живущей в незримой и плодородной почве…
- А Вы – иностранец? – спросил меня казахский мальчик с большим смартфоном.
- Нет, - улыбнулся я, - я из России…
- А можно с Вами сфотографироваться? – снова спросил мальчуган и вытянул руку для сэлфи.
- Да, конечно – ответил я и подумал, что Россия давно уже не Союз, а самая настоящая Заграница. И хотя отношение к русским отличается от отношения к англичанам и американцам, это отличие скорее сродни разной степени родства в большой казахской семье.

Вспоминается случай в первый день нашего путешествия. Слегка ошалелые от навалившейся экзотики, мы спешили добраться как можно южнее, чтоб в полной красе ощутить дыхание Кызылкумов, настоящей песчаной пустыни. Чем сильней мы приближались к заветной точке, тем скорей близился к закату день. А ещё прямо на юге – разрасталась чёрная грозовая туча, с каждым километром становившаяся всё более зловещей.

-2

Мы ясно понимали, как полезен здешней природе дождь, насколько быстро дождевая вода войдёт в иссушенную почву, поэтому смотрели на приближение грозы с беззаботным интересом. Но вот туча заняла собой всё небесное пространство, превратилась в Великую Тьму. Ветер усилился, а на горизонте забелела стена песка. Но песчаную бурю мы не повидали – очень скоро на смену песочной стене выросла стена водяная… Порывы ветра раскачивали микроавтобус, кусты саксаула клонились до земли, а видимость упала до 30 – 50 метров.

Вынужденные остановиться, мы потрясённо наблюдали за вспышками молний и раскатами близкого грома. Надежда разбить на ночь палаточный лагерь таяла на глазах… Спать в машине? На сиденьях? А ужин? Оргвопросы роились у меня в голове и не находили ответа. Тем временем ливень прекратился, но ветер по-прежнему свирепствовал.

Отрешённый чабан, вдруг появившийся из-за кустов в окружении насквозь промокших овечек, посоветовал обратиться в одиноко стоявший у источника дом. «Собаки там злые, но хозяин добрый, глядишь – пустит переночевать.» Наш гид, казах Малик вызвался переговорить с хозяином дома. Темнело очень быстро, а до ближайшего жилья было не менее 20 километров…

Мокрые собаки оказались совсем не злыми, хозяин дома согласился выделить две комнаты на ночлег. В доме были гости, но, не смотря на это, нам предложили ещё и место у газовой плиты, чтоб приготовить ужин. Через некоторое время вынесли низкий и длинный стол (казахи принимают пищу, сидя на полу), оказалось, он был единственным в доме. Потом вкрутили лампочку в наше жилище (дом питался от нехитрой солнечной батареи, которой хватало на освещение и розетки в стенах).

-3

Примерно через час, разомлевшие мы восседали на устланном коврами полу вокруг богато накрытого стола (кроме ужина в ход пошли и дорожные припасы) под светом «лампочки Ильича». А за окном завывал ветер и снова накрапывал дождь... Дорогого стоил этот островок уюта среди промокшей пустыни. Но от какой-либо оплаты хозяин отказался.

- Лучшей благодарностью для меня будет то, что вам понравилось, и вы остались довольны, - на следующее утро сказал он.
Хозяин единственный из всех домочадцев довольно сносно изъяснялся по-русски. С остальными приходилось общаться большей частью жестами. Но даже в жестах чувствовалось почтительное отношение к нечаянным гостям.

«Предложите немного тенге на мороженное дочке», - посоветовал мне Малик, когда мы прощались. После того, как все вещи были погружены в автобус, проводить нас вышел хозяин и девочка лет 14-ти. Я протянул девочке тысячатенгевую купюру и сказал, глядя на хозяина дома: «На мороженное… Мороженное». Девочка тоже бросила взгляд на отца.
- Ал, ал, - улыбнулся он в ответ (по-казахски это значит: «возьми»). Девочка робко взяла бумажку, наши взгляды на миг встретились...
- Здравствуйте, - неуверенно поблагодарила она и снова опустила глаза.