Введение
В продолжение темы о модернизации танков старых типов начатой мной тут(Т-55 Египта) и тут(Т-55 Израиля), а так же тут(БТР-Т России).
Известно, что на складах российской армии до сих пор находится большое количество танков Т-64 различных модификаций, оставшихся в наследство от Советского Союза, где их выпускали в городе Харьков УССР (Украинской Советской Социалистической республики). Их сняли с вооружения нашей армии в 2008 году, а фактически перевели на базы хранения еще в 90гг. XX века. Причиной были не только худшие характеристики танка по бронезащите по сравнению с танками производства советских заводов на территории нынешней РФ – Т-72 и Т-80, а так же с российским Т-90(подробнее о нем тут и тут), но и проблемы с техническим обслуживанием и штатной заменой в случае ее необходимости двигателей семейства 5ТДФ с встречным движением поршней. Производства и разработки также Харькова, который остался после 1991 года за пределами нашей родины. Причем и двигатель, и ходовая танка считались проблемным по части надежности и обслуживания в советской армии. В первую очередь именно двигатель. Он требовал очень аккуратного и грамотного технического обслуживания. А также он не любил запыленность воздуха и его высокие температуры. Но надо заметить, что если брать сами ТТХ (тактико-технические характеристики) танка, то он уступал танкам Т-72 и Т-80 только по бронезащите, не уступая их ранним версиям, современникам поздних версий Т-64 по огневой мощи, при этом по всем параметрам, включая бронезащиту, превосходя более ранние советские послевоенные средние (Т-44 - подробнее о нем – тут, Т-54/55 - подробнее о них – тут, Т-62 - подробнее о нем –тут) и тяжелые танки (ИС-3М –подробнее о нем тут, ИС-4, Т-10 –подробнее о нем тут). И в условиях, когда мы отправляем в части Т-54/55 и Т-62, конечно, имеет смысл подумать, и об отправке в армию, если это возможно, и Т-64 с баз хранения. Благо в корпусах Донбасса они на службе с самого начала их формирования в 2014 году. И действительно в мае 2023 года появились сообщения об их возможном снятии с баз хранения. Хотя точной официальной информации об этом нет. Но тут встает вопрос о двигателях. Но мы имеем хороший пример решения этой проблемы у нашего ближнего и хорошего соседа – Узбекистана. Он получил эти танки, как следствия вывода СССР армии из стран ОВД (Организация варшавского договора.) И выполнения нами ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе) - подробнее о нем у меня тут. При этом проблема двигателей для них была усложнена проблемой их плохой работой в условиях жаркого и пыльного климата, и на высокогорье. Что в свое время стало причиной прекращения их использования ограниченным контингентом Советской Армии в Афганистане.
Описание
Первые сообщения о появлении в Узбекистане модернизированных Т-64 появились в 2019 году. Тогда их показали на соревнованиях его армии по танковому биатлону. А в 2020 году согласно официальным сообщениям они пошли в армию Республики Узбекистан. Причем работы по их модернизации проводила его собственная военная промышленность. Работы в себя включали замену штатного двигателя 5ТДФ мощностью 700 л. с на российский В-84МС мощностью 840 л. с. от Т-72Б, установку ДЗ(динамической защиты) «Контакт-1» (подробнее о ней тут) производства также РФ, защитных решеток, и цифровой радиостанции «Hytera» производства самого Узбекистана вместо штатной ламповой Р-123, не имевший шифрования. Замечу, что установка нового двигателя требует значительного объема работ по переделки корпуса танка в районе силового отделения, но «овчинка стоит выделки». В-84МС более надежен, проще в эксплуатации, неприхотлив к качеству масла и топлива, относится к многотопливным двигателям, хорошо себя показал в любом климате, включая с высокой средней температурой и высокой запыленностью воздуха, что свойственно ТВД (театру военных действий) Узбекистана и на больших высотах над уровнем моря, что также актуально для Средней Азии. Этот же двигатель ставится в Иране на их танк «Каррар» -подробнее о нем тут. «Контакт-1» значительно повысил живучесть танка в современном бою. Без ДЗ танки, порой очень, уязвимы от огня даже самых старых ручных противотанковых средств. «Контакт-1» защищает только от кумулятивных боеприпасов первого поколения, без тандемной боевой части. Но более современные ДЗ «Контакт-5» или «Реликт» (о них подробнее тут), имеют и больший вес. А подвеска Т-64 не позволяет повысить вес танка, без серьезных последствий для ее надежности и ресурса, как это возможно на Т-72, Т-80 и Т-90. Об этом говорит и опыт модернизации Т-64 Украиной. Очень важна установка новой цифровой радиостанции. Связь – это «нерв армии». Цифровая связь позволяет резко повысить ее защищенность и секретность при условии наличия встроенного аппаратного шифрования в радиостанции. Радиостанции аналогового типа не дают таких возможностей. Кроме того, при модернизации Т-64 для потребностей армии России следует озаботиться улучшением системы управления огнем и повышения дальности прицельной стрельбы ночью и в ограниченных метеоусловиях, что не было реализовано в армии Узбекистана. Модернизации данных танков в тяжелые БТР и БМП также имеет смысл для армии России. Тем более в таком случае возможно значительное наращивание защищенности полученных боевых машин по сравнению с базовой конструкцией Т-64 без ущерба для надежности и ресурса ходовой части. Об это говорит опыт создания в РФ и БТР-Т на базе Т-55(подробнее о БТР-Т у меня тут) и израильских тяжелых БТР и БМП «Achzarit» и «Namer» на базе танков Т-55 и «Merkava» (о них у меня тут).
Заключение
Модернизация Т-64 в Узбекистане хороший пример, когда оружие, которое могла быть списано просто за отсутствием запчастей и неприспособленности к местному ТВД, обрело вторую жизнь и, притом, с минимум трат ресурсов на это. Нам следует в текущих условиях учесть такой опыт.
Источники
https://uz.sputniknews.ru/20200723/OPK-Uzbekistana-moderniziruet-tanki-T-64-14607025.html,
https://www.youtube.com/watch?v=RG2-p93cQjU,
https://rg.ru/2019/11/28/bronia-stala-krepche-novye-modifikacii-t-62-i-t-64-pokazali-na-video.html,
https://www.youtube.com/watch?v=xBB_mxD12so,
ИСПОЛЬЗОВАНЫ ТОЛЬКО ОТКРЫТЫЕ ИСТОЧНИКИ