Любовь – это когда ничего не стыдно, ничего не страшно,
понимаете? Когда тебя не подведут, не предадут. Когда верят.
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Вопрос для размышлений «Как воспитать несчастного человека» заставил меня задуматься не о родителях, которые не заботятся о своем ребенке, а совсем наоборот: как получается, что выросшие в благополучных семьях дети вырастают и не могут найти счастье в жизни?
И я начала искать ответы. Первый и, на мой взгляд, самый важный отразился в приведенной выше цитате из книги «Маленький принц» и заключается в том, что для ребенка с малых лет важно, чтобы его любили и воспринимали таким, какой он есть. Это не значит, будто детей нет необходимости воспитывать. Но некоторые родители не дают им «базовой» любви и принятия, просто за то, что они их дети. Без такой любви рушиться основание уверенности в мире и в собственных силах, без чего невозможно счастье. К чему это приводит? Это второй ответ.
Я много раз наблюдала картину, как ребенок пытается быть идеальным, успешным, чтобы услышать похвалу, приятные слова, почувствовать родительскую любовь, хотя на деле это подмена, к которой привыкают как дети, так и родители. Взрослый человек оценивает ребенка через его поступки и не обращается к его личности, ругает за плохое поведение и хвалит за хорошее. Конечно, это происходит с благой целью, чтобы воспитать ребенка. Но не должен маленький человечек завоевывать свое право быть любимым, а происходит именно так: такой тип поведения с годами укрепляется, ребенок истязает себя в учебе, спорте, творчестве, чтобы услышать заветные слова, и до ужаса боится ошибки, провала, из-за которых его перестанут «любить». Находясь в постоянном напряжении, дети не могут наслаждаться жизнью. Что дальше? Третья мысль.
«Никто меня не будет любить просто так. Любовь нужно завоевать. Я должен быть самым лучшим», - думает подросток. В такой ситуации есть несколько исходов. Первый наступает тогда, когда определенная планка достигнута и прыгнуть выше подросток не имеет сил. Родители привыкли, что он, самый лучший, умный, красивый и так далее. И на горизонте появляется другой – выше, сильнее, способнее. Подросток сравнивает себя с ним, усиливается страх быть не любимым, который может усугубиться постоянным сравнением родителями своего ребенка с этим «идеальным». Кто сможет быть счастливым при такой жизни? Или же другой случай, когда девушка была отличницей в школе и призером многочисленных спортивных соревнований, имела далеко идущие планы на спортивное будущее, одним словом, не сталкивалась с трудностями, и вдруг все изменилось – она попала в аварию, приведшую к перелому обеих ног. Она потеряла год после школы, восстановилась, но не пережила произошедшее, ведь не умела, не допускала ошибок, не училась справляться с неудачами, не оправдала ожиданий родителей и своих собственных. У этой девушки было несколько попыток самоубийства.
Дети, которых не принимали родители со всеми их недостатками, не могут полюбить другого человека. Как, если он не идеален? И в добавок, невозможно построить здоровые отношения, если не умеешь ценить и любить себя.
Подводя к концу свои размышления, я хочу подчеркнуть, что я затронула лишь один из вариантов влияния воспитания на поиск счастья. Для меня самая простая истина в том, что человек может быть счастливым лишь тогда, когда он умеет любить и принимать себя. А это закладывают те люди, которые окружают нас: родители, педагоги, наставники, друзья.
Если вы поняли, что родители относились к вам в детстве так, как описано в статье, это не конец. Записывайтесь на консультацию и я помогу вам научиться быть заботливым и любящим человеком по отношению к самому себе.
Автор: Заварзина Мария Владимировна
Психолог, Клинический
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru