Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Русские красавицы: купчихи и боярыни на картинах. Часть 2

Оглавление

Купчиха Бориса Кустодиева за изобильным столом, торговые династии, которые писал Василий Тропинин, и юные девушки с полотен Константина Маковского. Читайте, как отечественные художники изображали русских красавиц: кто им позировал, кто заказывал портреты, откуда брался роскошный реквизит и как продавались известные картины.

Самая известная боярыня русского искусства — Морозова

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ. БОЯРЫШНЯ В ФИОЛЕТОВОЙ ДУШЕГРЕЕ (ФРАГМЕНТ). ЭТЮД ДЛЯ КАРТИНЫ «БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА». 1886. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА
ВАСИЛИЙ СУРИКОВ. БОЯРЫШНЯ В ФИОЛЕТОВОЙ ДУШЕГРЕЕ (ФРАГМЕНТ). ЭТЮД ДЛЯ КАРТИНЫ «БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА». 1886. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА

Василий Суриков писал масштабные исторические полотна: на них художник изображал прошлое России. Одна из самых известных работ художника — картина «Боярыня Морозова». Суриков писал ее четыре года, создал множество эскизов. На этюдах «Боярышня в фиолетовой душегрее», «Боярышня со скрещенными на груди руками» изображены молодые русские красавицы, застывшие в испуге и изумлении. Творческие поиски мастер продолжил и на холсте: он трижды менял размер полотна.

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ. БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА (ФРАГМЕНТ). 1884–1887. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА
ВАСИЛИЙ СУРИКОВ. БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА (ФРАГМЕНТ). 1884–1887. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА

Картина рассказывает о событиях церковного раскола XVII века. Феодосия Морозова — активная представительница старообрядчества, женщина страстная и фанатичная, которая не поддержала реформ церкви. За приверженность к «прежней» вере и конфликт с царем ее арестовали, лишили имения и сослали в монастырь, в ссылке она скончалась.

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ. БОЯРЫШНЯ СО СКРЕЩЕННЫМИ НА ГРУДИ РУКАМИ (ФРАГМЕНТ). ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА
ВАСИЛИЙ СУРИКОВ. БОЯРЫШНЯ СО СКРЕЩЕННЫМИ НА ГРУДИ РУКАМИ (ФРАГМЕНТ). ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА

Боярыня на холсте изображена в центре композиции лицом к толпе, она закутана в черную шубу. Собравшиеся смотрят на нее с сочувствием, к Морозовой обращены благословения и поклоны. Но взгляд героини устремлен поверх голов. Она полулежит на дровнях с соломой, рука высоко поднята в двоеперстии — особом старообрядческом жесте для благословения или крестного знамения. Ей сочувствуют представители разных сословий: нищие, монахини, странники, знатные молодые боярышни в шубках и цветных платках.

Обворожительные боярышни Константина Маковского

КОНСТАНТИН МАКОВСКИЙ. БОЯРСКИЙ СВАДЕБНЫЙ ПИР В XVII ВЕКЕ (ФРАГМЕНТ). 1883. МУЗЕЙ ХИЛЛВУД, ВАШИНГТОН, США
КОНСТАНТИН МАКОВСКИЙ. БОЯРСКИЙ СВАДЕБНЫЙ ПИР В XVII ВЕКЕ (ФРАГМЕНТ). 1883. МУЗЕЙ ХИЛЛВУД, ВАШИНГТОН, США

Художник Константин Маковский происходил из творческой семьи. Его отец Егор Маковский — один из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества — был родоначальником династии художников. Сыновья Константин, Николай и Владимир стали живописцами.

КОНСТАНТИН МАКОВСКИЙ. ПОЦЕЛУЙНЫЙ ОБРЯД (ФРАГМЕНТ). 1895. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
КОНСТАНТИН МАКОВСКИЙ. ПОЦЕЛУЙНЫЙ ОБРЯД (ФРАГМЕНТ). 1895. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Константин Маковский входил в объединение художников-передвижников. Живописец был популярен, он создавал исторические полотна и портреты, за которые ему щедро платили. В 1880-х художник отдалился от передвижников и увлекся «боярским жанром». На полотнах «Боярский свадебный пир в XVII веке», «Поцелуйный обряд» Маковский тщательно выписал нюансы — костюмы персонажей, детали интерьера. Он коллекционировал старинные предметы быта и использовал их в своем творчестве, делая зарисовки для жанровых полотен.

КОНСТАНТИН МАКОВСКИЙ. БОЯРЫШНЯ. ЗА ЧАЕМ (ФРАГМЕНТ). 1914. УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, УЛЬЯНОВСК
КОНСТАНТИН МАКОВСКИЙ. БОЯРЫШНЯ. ЗА ЧАЕМ (ФРАГМЕНТ). 1914. УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, УЛЬЯНОВСК

Константин Маковский создал целую серию образов боярышень: на картине «Боярышня. За чаем» художник изобразил русскую красавицу, которая наслаждается чаепитием. Она сидит за столом, перед ней лежат сладости, в руках — чашка с чаем и блюдце. Богатая одежда, украшения и головной убор говорят о том, что героиня принадлежит к состоятельной семье.

Для многих женских образов позировала супруга художника Юлия Маковская. Полотна «боярского жанра» покупали иностранные ценители, многие из картин мастера оказались за рубежом, а живописец стал широко известен в Европе и США.

Автор: Маргарита Ковынева