В 1930-х годах в Советском Союзе молодые талантливые конструкторы работали над созданием самолетов-истребителей нового поколения для Красной Армии.
Перед ними стояла задача не только создать самолеты с отличными лётными характеристиками, но и сделать это максимально быстро.
Осенью 1938 года сотрудники ГУАП предложили идею постройки истребителя из дельта-древесины — материала, разработанного изобретателем Л.И. Рыжковым.
Его технология изготовления была родственна другим древесным пластикам: бакелиту, балиниту и прочим, которыми в Советском Союзе в то время активно занимались. Этот материал был прочнее обычной древесины, но и в два раза тяжелее.
Дельта-древесина лучше, чем обычная древесина подходила для полок лонжеронов крыла, лонжеронов фюзеляжа и других силовых элементов.
Ее использование было перспективным, так как получение качественной древесины становилось все сложнее, а дельта-древесина могла сэкономить алюминий, который был дефицитным в то время.
Изучив новый материал, группа быстро разработала истребитель И-22, который был утвержден Наркоматом авиационной промышленности.
В марте 1939 года ОКБ-301 было поручено создать новый истребитель с двигателем М-105, который возглавил С.А. Лавочкин.
Итогом работ стал появившийся уже в следующем году истребитель И-301, который после испытаний получил обозначение ЛаГГ-1. Он имел двигатель М-105П без компрессора, пушку Таубина и два пулемета БС.
Первый полет на нем совершил летчик-испытатель НИИ ВВС А.И. Никашин. Во время испытаний было выявлено несколько недостатков, которые довольно быстро удалось устранить.
Например, для увеличения дальности полета были установлены дополнительные консольные баки.
В конце года на испытания поступил второй экземпляр И-301 с двигателем, оборудованным двумя турбокомпрессорами. Результаты испытаний позволили принять решение об организации серийного производства самолета ЛаГГ-1 на трех авиазаводах: в Москве, Горьком и Тбилисси.
Заключительные государственные испытания проходила уже серийная машина, получившая обозначение ЛаГГ-3.
Это был свободнонесущий низкоплан с трапециевидным крылом, имевший гладкие обводы и убирающееся шасси с хвостовым колесом.
Самолет имел уникальную для того времени цельнодеревянную конструкцию (кроме рулевых поверхностей, имевших металлический каркас и полотняную обшивку).
При этом фюзеляж, хвостовое оперение и крылья были деревянными.
ЛаГГ-3 был истребителем нового поколения, но внедрение его в производство было довольно проблематичным из-за недоработок чертежей и нехватки комплектующих.
В стремлении военных достичь большей боевой отдачи машина была перетяжелена, что привело к фактическому снижению боеспособности.
Серийные самолёты были изготовлены хуже, чем опытные — лобовое сопротивление увеличилось, вес возрос. Конструкторы старались сохранить летные характеристики, но многочисленные недостатки были невозможно исправить.
Вес самолета после устранения некоторых дефектов и установки дополнительных агрегатов вырос на 70 кг, а внешние поверхности крыльев уже не были отделаны тщательно.
Летные характеристики ухудшились, скорость снизилась до 549 — 554 км/ч, а дальность полета уменьшилась.
В дальнейшем у этого самолета выявились еще некоторые недостатки: не вполне достаточный обзор, тенденция к срыву в штопор и др. Но все это так или иначе устранялось и не влияло на продолжение массового выпуска ЛаГГ-3.
К 22 июня 1941 года суммарный объём выпуска ЛаГГ-3 достиг 322 самолетов.
ЛаГГ-3 был основным истребителем ВВС Красной Армии во время Великой Отечественной войны. Он стоял на вооружении ПВО фронтов и ВВС Балтийского и Черноморского флотов.
Несмотря на все недостатки, ЛаГГ-3 обладал хорошей дальностью полета, мощным вооружением и высокой живучестью.
И хотя он проигрывал современным немецким истребителям, опытные советские лётчики неоднократно побеждали в воздушных боях.
В ходе производства ЛаГГ-3 постоянно модернизировали, в том числе меняя его вооружение. Изначально он имел пять пулеметов, но начиная с 1941 года, на самолёт стали устанавливать 20-мм пушку и три пулемета.
Кроме того, под крылья можно было повесить несколько ракет или бомб. Ни у одного нового советского истребителя того времени не было такого вооружения.
Также выпускались ЛаГГ-3 с 37-мм авиационными пушками. Старший лейтенант Перескоков успешно пилотировал один из этих самолетов и используя всего 12 выстрелов сбил два немецких истребителя Мессершмитт Вf 110.
Истребитель был сложен в пилотировании и имел проблемы с устойчивостью в полете.
Он уступал практически по всем показателям новым немецким истребителям Мессершмитт Вf 109F и Вf 109G.
Производство ЛаГГ-3 постепенно сокращалось, оставшись только на заводе № 31, где в 1942-1943 годах была проведена модернизация, в результате которой ЛаГГ-3 по основным летным данным практически сравнялся с Як-1 и успешно продолжал участвовать в боевых действиях до начала 1944 года.
Истребитель ЛаГГ-3 участвовал в боевых действиях на советско-германском фронте до конца войны войне и внес свою немалую лепту дело Победы, а в августе 1945 года принял активное участие в боевых действиях на Дальнем Востоке во время советско-японской войны.
Заводы Наркомата авиапромышленности СССР им. С. Орджоникидзе (г. Горький), № 23 (г. Ленинград), № 31 им. Г. Димитрова (г. Тбилиси) и № 153 им. В.П. Чкалова (г. Новосибирск) суммарно изготовили 6528 самолетов ЛаГГ-3 за период с 1941 по 1944 годы.
В Центральном музее Великой Отечественной войны представлен макет самолета-истребителя ЛаГГ-3 (бортовой номер 43). На таком же в 1943 году летал старший лейтенант Щипов в 9-м истребительном авиационном полку ВВС Черноморского флота.
Макет самолета был создан в 1995 году АООТ «Тушинский машиностроительный завод» совместно с ТОО «Авион».