Найти в Дзене
Center-Game

Как геймификация проникает в ваш мозг

Оглавление

Геймификация — это читкод, который взламывает систему мотивации человека. Механизмы мотивации объясняют, почему мы делаем одно, а не другое. Мы в Center-Game опираемся на эти принципы, чтобы сделать обучение увлекательным. Рассказываем, какие особенности работы мозга нужно учитывать, чтобы сделать эффективную геймификацию.

Валерия Айзен, Lead of Neuro&Tech в «Культуре Инноваций» и спикер конференции Edutainment

Мозг любит отдыхать и веселиться

Мозг — гедонист. Он любит приятное, простое и вкусное. Мозг как ребёнок: попробуйте объяснить ему, что надо оторваться от иксбокса и пойти делать уроки. Заставить можно, но в следующий раз он будет сопротивляться ещё больше. Чтобы не сломать мозг или ребёнка, нужно превратить домашку в увлекательную игру.

Потому что наш гедонист ещё и игрок. Он не хочет ничего решать, он хочет соревноваться, работать в команде и получать плюшки. А в ответ организм вырабатывает гормоны счастья — чтобы мы продолжали игру.

Чтобы удовлетворять игровые предпочтения мозга, добавляйте в программы обучения лидерборды, сюжеты, систему лиг, антагонистов и протагонистов. Всё это будет работать на подпитку мотивации.

Мозг — игрок, поэтому обучение с геймификацией = эффективное обучение. Но чтобы она действительно решала свои задачи, нужно знать нюансы: когда и какие инструменты применять. А разобраться с этим поможет курс «Игрофикация обучения: от простых механик на каждый день к большой игре».

Мозг хочет больше подарков

Наш мозг не знает команду «иди и проходи онлайн-курс» или «иди и совершенствуй свои профессиональные навыки». Зато он охотно отзывается на «иди и съешь ещё этих мягких французских булок».

Поэтому важно сразу показать какое-то вознаграждение, когда учитесь или учите чему-то. Мозг успокоится и поймет, что бесполезное занятие вроде онлайн-курса тоже приятное, и он за свои труды что-нибудь получит.

Проблема в том, что после первого классного подарка, второй и последующие уже не будут так радовать — мотивация опять будет снижаться. Поэтому вознаграждение нужно увеличивать или делать более разнообразным: была шоколадка, а стало мороженое. Разработчики курсов грешат тем, что вводят какие-то баллы, и ты все время зарабатываешь одно и то же количество за задание. Это быстро надоедает.

Хорошая новость: мозгу нравится выполнять каждый раз чуть более сложные задания. Решить на одну задачу больше, пройти ещё один тест, посмотреть видео на две минуты длиннее. А вот слишком резкое изменение сложности делать не стоит — это только вызовет стресс у человека.

Промежуточные поощрения помогут достичь сложной абстрактной цели: пройти обучение и стать крутым специалистом.

Иногда стресс всё-таки полезен

В стрессе человек концентрируется, и мозг блокирует другие раздражители — чтобы быстро найти знакомое решение и вернуться в комфортное состояние. Это можно использовать, чтобы отработать механические навыки до автоматизма. Например, выполнять какое-то действие из рабочей рутины с ограничением по времени: отсканировать пачку документов за полчаса.

Ещё стресс работает, когда нужно сформировать негативные ассоциации. Представьте: человек надевает очки виртуальной реальности и оказывается в кабине самолёта. Когда он дёргает не за тот рычаг или нажимает неправильную кнопку, управление теряется и начинается падение — короче, стресс. Мозг запоминает негативный опыт и избегает его.

Стресс в ограниченном количестве поможет отточить навыки и избежать серьёзных ошибок в будущем.

Расслабленный мозг лучше учится

Если в обучающем курсе жёстко ограничивать время и штрафовать за ошибки, человек не выдаст креативных решений. Геймификация на стрессе работает только для механических навыков.

В расслабленном состоянии у человека активизируется дефолтная нейронная сеть. Она работает, когда человек спит: обрабатывает информацию, которую мы получили за день, и выстраивает ассоциации между разрозненными кусочками. Так рождаются гениальные идеи.

Если задача курса — получить творческие решения, человека нужно расслабить. Это можно сделать, если ввести чёткие правила. Когда мозгу понятно, что происходит и будет происходить, сколько времени это займёт и какой будет результат — он расслабляется и чувствует себя в безопасности.

Мозг слева выдаёт более креативные идеи
Мозг слева выдаёт более креативные идеи
Чёткие правила и определённость помогают мозгу расслабиться.

Резюмируем

  • Больше всего мозг любит развлекаться и отдыхать, поэтому смело вводите игровые элементы в обучение. Чем их больше и чем они разнообразнее — тем лучше.
  • Система промежуточных поощрений поможет поддерживать мотивацию в течение всего обучения.
  • Немного стресса не помешает: используйте его для отработки механических навыков.
  • Не грузите мозг неопределённостью — дайте ему понятную структуру курса и обозначьте ожидаемые результаты.

А то, как управлять вовлечением и мотивацией в курсах любого формата, расскажем на курсе «Геймификация в образовании».

-3