Они не строили городов и не имели письменности. Они жили в крытых кибитках и нигде никогда не задерживались надолго. Их кормили огромные стада овец и лошадей, которые давали им практически всё для жизни. Они - огромная общность племён и копыта их коней оставили след в истории.
Сарматы. Народ живущий в повозках.
Конечно не всё так просто, и группу народов, занимавшую внушительные пространства от Южного Урала до Северного Причерноморья охарактеризовать в одной фразе нельзя.
Более того, это невозможно сделать и в рамках одной статьи. Но попытаться стоит. Чем и займёмся.
Итак, Сарматы.
Где-то в V–IV веках до нашей эры, на обширных территориях от нижней Волги до Южного Урала появилась культурная группа племён, получившая название «прохоровской» или раннесарматской.
Как и подавляющее большинство кочевых групп, свои захоронения они формировали в виде курганов. Но были и отличительные особенности, позволившие выделить и определить границы этой культуры. Так к примеру:
- Могильники чаще всего представляли собою широкие прямоугольные ямы с кольцевыми обваловками и «шатровым» бревенчатым сводом;
- Большая часть погребений – одиночные, хотя расположенные друг с другом в рамках одного кургана;
- Тела чаще всего были ориентированы головой на юг и нередко сжигались при погребении;
Однако ранние сарматы не были изолированы от других народностей и как полагается, подвергались мощному влиянию из вне.
Ослабление державы Ахеменидов в конце V века до нашей эры, судя по всему спровоцировало мощное движение племён, которое вторглось на территорию обитания прохоровской культуры, во многом изменив и преобразовав её.
Симбиоз был весьма успешен. Сила, которую образовали смешавшиеся племена, искала выхода. Соседствующие с ней народы вынуждены были отступать на запад и на юг, пока гонимые сарматами не упёрлись в территории Северного Причерноморья, где уже плотно обосновались скифские племена и греческие государства, такие как Херсонес, Ольвия и наконец Боспорское царство.
Так они стали известны миру античному миру.
Образ жизни и экономика.
Сарматы были жителями степей со всеми от сюда вытекающими. Подавляющее число населения вело кочевой образ жизни, а экономика и быт строились на разведении скота. Преимущество лошадей и овец.
Дополнительно занимались охотой на диких зверей и птиц, а также локально, земледелием на берегах рек и озёр.
Страбон писал что среда обитания сарматских племён была бедной и холодной:
«Выдерживать такие суровые условия может лишь местное население, привыкшее на кочевой манер жить на мясе и молоке, но для людей из других племён это невыносимо.»
Вряд ли это утверждение относилось ко всей культурной группе сарматов, но для каких-то мест обитания, вполне. С поправкой на эллинистическую манеру письма.
Сарматы не использовали стационарных жилищ. Жили они в повозках и свои стоянки как правило старались организовывать таким образом, чтобы дать возможность пастись скоту вокруг кибиток.
Маршруты перекочёвок периодически менялись и зависели не только от наличия пастбищ и источников питьевой воды, но ещё и от того преследовали ли сарматы неприятеля, или же наоборот, старались уйти от него.
Важной частью жизни сарматского населения (а конкретно племени аорсов) был контроль караванных путей, пролегающих по Северному Каспию, а также транспортировка и сопровождение грузов с товарами.
Конечно же не обошлось без грабежей. Вообще сарматские племена в античной письменной традиции – весьма жестоки, злобны и агрессивны. В греческой и римской литературе в качестве основных качеств приводятся эпитеты: быстрый сармат, жадный, пылкий, свирепый и непостоянный сармат. Поэтому грабили много и со знанием дела. Однако вряд ли эта черта была присуща всей общности. Всё-таки в записях мы имеем дело с западной окраиной сарматского влияния.
Одежда и обычаи сарматов не особо отличались от своих ближайших соседей – скифов. Они также носили длинные штаны, сапоги из мягкой кожи и остроконечные или скруглённые войлочные шапки. В холодное время года в ходу были шубы и овечьей шерсти.
Война и военное дело.
В сарматском обществе, как и в любом кочевом, одним из ключевых значений выступали боевые действия. Обеспечивалось это исключительно высоким уровнем милитаризации коллектива, в котором каждый взрослый мужчина, а зачастую и женщина были воинами.
Здесь следует отметить, что истоки воинственности номадов лежат не в исключительной кровожадности степняков, как утверждали древние авторы, а в банальном выживании в непростых условиях существования. Не было «отсталых и злых скотоводов», волнами наступавших на «миролюбивых и скромных земледельцев». Реальность, как всегда прозаичнее.
Кочевое скотоводство – ненадёжное занятие. Оно не способно было обеспечить постоянный прирост избыточного продукта. Невозможность длительного запасания ресурсов, климатические экстремумы, хищники, болезни и наконец, набеги врагов могли в один миг поставить процветающее племя на грань выживания.
Естественное воспроизводство скота – процесс длительный и трудоёмкий. Развитая независимость личности номада, в совокупности с отсутствием традиций взаимного распределения ресурсов, сдерживала у кочевников развитие коллективного благосостояния. Поэтому у сарматов, лишившихся скота и соответственно средств к существованию оставался небольшой выбор на будущее: земледелие или внешняя экспансия. И если обработка земли в кочевой среде была не в почёте, то вот война – совсем другое дело.
Тем более для успешного набега требовалось не так уж и много: оружие, лошадь и военное мастерство. Всего этого у сарматов было в достатке. Тем более что физические и психологические факторы всаднической культуры, делали её наездников неотразимыми и победоносными.
Коневоды всегда (не только в античной истории) ощущали свое превосходство над остальными людьми. Они умели то, что не могут другие: сильнее бить сверху, быстрее двигаться, направлять и наконец подчинять себе внушительных размеров зверей. Такие морально-волевые качества играли важную роль на пути становления и объединения кочевых армий. В сознании всадника, вся жизнь которого – война, особую роль занимали бесстрашие, беспощадность к врагам, презрение к смерти и самопожертвование. Эти установки, закреплённые на уровне общественных, культурных и религиозных традиций обеспечивали кочевых вождей многочисленным, умелым и победоносным войском.
Сражались как верхом, так и в пешем строю. Вооружение состояло из короткого изогнутого лука, меча-акинака, легкого копья или пики, а также иногда и боевого топора. Тактика боя была схожа с другими номадами Великой Степи и состояла из ливня стрел по позициям врага с последующими конными ударами в прореженный строй.
Были правда и особенности. Примерно к III веку до нашей эры в состав войск сарматов стали входить тяжело бронированные конники, вооруженные длинными копьями по три или даже четыре метра в длину. Сарматские катафрактарии. Они были сокрушительной силой, предназначенной для разрушения и добивания позиций врага. Закованные в броню, в плотном боевом порядке, эти воины могли сломать любое сопротивление в открытом поле и на какое-то время стали эдаким супероружием в степях Северного Причерноморья.
***
Безусловно сарматы никогда не были единым государством. Здесь в статье сознательно не затрагиваются темы политического устройства и многообразия племён. Более того, есть мнение, что они даже разговаривали на разных диалектах, не позволявших беспрепятственно понимать друг друга. Однако их объединяли верования, которые сейчас очень скудно изучены, традиции и культура, которые с высоты истории позволяют говорить об этих народах как о одной огромной и очень интересной группе.
Бесписьменный народ, который не строил городов и постоянно находился в движении оставил для современных учёных ещё множество загадок, которые надеюсь, обязательно будут раскрыты.
P.S.
Если статья «зайдёт» и вызовет интерес среди читателей, обязательно напишу ещё про этот во всех отношениях интересный народ. Благо есть о чём. Спасибо и хорошего дня.
Что почитать:
1. М. А. Баланникова. Хозяйственно-культурный уклад и образ жизни сарматских племён по данным античных письменных источников.
2. Сборник статей. Сарматы и их соседи на Дону.
3. Л. Т. Яблонский. Золото сарматских вождей. Элитный некрополь Филипповка 1. Книга 1.
4. А. В. Симоненко. Сарматские всадники Северного Причерноморья.
5. Сборник статей. Нижневолжский археологический вестник. Выпуск 12.
6. А. Д. Таиров. Происхождение раннесарматской культуры Южного Урала в отечественной историографии
7. Л. Т. Яблонский. Культурно-хронологические горизонты и проблемы формирования раннесарматской культуры.